Ееро Арнио (Eero Aarnio) – инновационный скандинавский дизайнер, мастер мебельного дизайна, один из пионеров использования пластмассы в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.
Род деятельности: дизайнер интерьеров, промышленный дизайнер Дата рождения: 1932 Дата смерти: 2009 Гражданство: Финляндия Самые известные работы: кресло Ball, кресло Pastil, кресло Bubble, кресло Focus, кресло Pony и мн.др. Сайт: www.eero-aarnio.com |
Биография и творчество
Ееро Арнио родился в 1932 г.в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 году Ееро Арнио основал собственную студию, которая специализировалась на разработке дизайна интерьеров и промышленных объектов. Также дизайнер занимался фотографией и графическим дизайном.
Поглощенный идеей создания новой мебели, Арнио проектирует свое самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени.
Кресло Ball – это “комната внутри комнаты” с уютной и спокойной атмосферой, защищенная от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло дает возможность человеку находящемуся внутри видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира.
Как утверждает сам дизайнер, идея создания кресла была очевидна. “В доме у нас не было большого кресла”, – вспоминает дизайнер – “так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным”. Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определен высоким ростом дизайнера. “…необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проем”, – говорит Арнио. Первая модель кресла, которую дизайнер изготовил сам, до сих пор находится в доме Арнио. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось еще 2 года, чтобы выпустить кресло в производство.
В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кельне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Арнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов.
Про кресло Bubble, дизайнер говорит: “После создания Ball мне захотелось, чтобы в внутрь шара со все сторон проникал свет”. Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь.
Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile Нью-Йорк Тайм писал: “это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело”. Применение Pastil Chair (Сладкая пастилка) и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла можно использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное – это в жаркий день покачиваться в них на водной глади.
В 1973 году Ееро Арнио (Eero Aarnio) разработал кресло “Pony”, которое очень напоминало большую игрушку. Необычная форма позволила пользователю принимать различные, наиболее удобные для него, позы для сидения. Более того, этот предмет мебели стал очень популярным у детей, так как они воспринимали его как игрушку.
Многие модели Арнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков были сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году “обеденную версию” стола Parabel, он, наконец, придумал как дополнение к нему т.н. “Focus Chair”, которое удовлетворяло бы его требованиям.
Кресло “Focus” сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью “Tonus 2000″ самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5″ x 26″ x 32.25″. Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как выдающаяся форма.
Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Арнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony(1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. “Стул – это стул … но то, на чем сидят не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку”, – говорит дизайнер.
Арнио создал детские предметы мебели для проекта “Mee too” итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI. Как и другие проекты Арнио его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок не повернул стул Trioli, он сможет на нем сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награжден премией Interior innovation award cologne.
В ноябре 2007 года Ееро Аарнио присвоено звание профессора. В 2008 году Ееро Аарнио получил престижную премию в области промышленного дизайна – Compasso d’Oro Award за модель стула Trioli, разработанного для компании Magis.
Все проекты Ееро Арнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.
Несмотря на то, что Ееро Арнио (Eero Aarnio) работал с различными материалами для создания мебели, доминирующим всегда оставался пластик. Первоначально использованное стекловолокно, дизайнер заменил на более безопасные виды пластика. Свой выбор он определяет огромными возможностями этого материала для создания практически любого вида форм.
Арнио утверждает: ” Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником.”
Вклад Ееро Арнио в развитие дизайна мебели очень велик. Все его работы оставили яркий след и стали отправной точкой для целых направлений. Ведь использование пластика, принимающего любые формы и размеры, давало финскому дизайнеру возможность фантазировать, не ограничиваясь классическими представлениями о мебели!