Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Gian Lorenzo Bernini, 7.12.1598, Неаполь, — 12.11.1680, Рим) – крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был наиболее чистым представителем римского и всего итальянского барокко.
Биография
Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу “Аполлон и Дафна”, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. В 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантоки, установленный на его надгробии, а в 20 лет – выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
В 1650–1670 гг. Бернини делит свое внимание между созданием уличных фонтанов, монументальных надгробий и архитектурных сооружений. В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы возглавлял все остальные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы.
Апогея своей известности Бернини достиг при папе Урбане VIII, который, для украшения храма св. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работам Бернини относятся памятники Урбану VIII, Александру VII и графине Матильде. В области архитектуры значительнейшей его работой является колоссальная колоннада у собора св. Петра. По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца; последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре.
Творчество
Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью».
Бернини был творцом нового светского стиля – барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве, но долгое время подвергавшегося преследованиям со стороны всяких приверженцев “академической” рутины, которым казалось, что внесенные Бернини отступления от строгого классического стиля грозят водворением анархии в искусстве. Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Его авторитет был непререкаем. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви ( не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту ), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.
Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624—33); полностью особенности его манеры проявились в 1650—60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини торжественность и величавость. Главное творение Бернини — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—63).
Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).
Вклад Бернини в искусство скульптуры не менее значителен. Доводя выразительность до предела, он сочетает разные материалы, и из этого живописного великолепия возникает, например, напоминающая видение композиция «Экстаз св. Терезы», где парящие на облаке фигуры святой и ангела сияют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей, испускающих мистический свет, отражая лучи солнца из невидимого зрителю окна.
В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову».
Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648—51, и др.). Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 вв.