Миша Блэк (Misha Black) – один из крупнейших деятелей английского дизайна, архитектор, педагог. Работал в области выставочного дизайна, проектировал изделия бытового назначения, интерьеры общественных зданий, занимался педагогической практикой и др. Был главным пропагандистом дизайна в в развитии промышленности и культуры.
Биография и творчество
Миша Блэк родился в 1910 году Баку, в 1912 г его семья переехала в Англию, где он и стал известным. Миша Блек получил архитектурное образование в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне, после чего в возрасте 17 лет начал свою карьеру в качестве дизайнера постеров и выставочных стендов. С 1929 года занимался архитектурной и дизайнерской практикой. В 30-е годы часто работал совместно с дизайнерами М. Греем, С. Чермайером, В. Коатсом.
Одним из ранних проектов Блэка был дизайн кафе “Кардоума” в Лондоне и Манчестере, в это же время он также работает в области промышленного дизайна. Многочисленные ранние проекты Блэка, от радиоприемников до интерьеров кафе, отличались экономичностью и изысканной простотой. В это же время он начинает писать острые и убедительные статьи о выставочном дизайне.
С началом войны, в 1939 году, начинает работать в Министерстве Информации в качестве главы отдела выставочного дизайна и приобретает известность как выставочный дизайнер. Его основные работы в этой области: типовой выставочный стенд (1935), типовой выставочный стенд (1938), дизайн экспозиций ежегодных государственных выставок в Глазго.
Центральным в жизни Блэка стал вопрос изучения и организации дизайнерской деятельности. Можно сказать, что Миша Блэк был самым активным и главным пропагандистом дизайна, неизменно и успешно демонстрировавшим его важную роль в развитии промышленности и культуры.
В 1943 году совместно с Милнером Греем (Milner Gray) Миша Блэк выступил инициатором создания Общества по исследованию дизайна (Design Research Unit), задачей которого является создание дизайн-центров и пропаганда их деятельности. Общество стало первым международным междисциплинарным объединением дизайнеров, выполняющим заказы в различных областях дизайна, от архитектуры до промышленного и графического дизайна.
В 1946 году музей Виктории и Альберта организовал выставку “Британия это может”, на которой Миша Блэк в числе других дизайнеров Design Research Unit представил экспозицию “Birth of an Egg Cup”, которой он пытался объяснить значение промышленного дизайна. Эта экспозиция фактически явилась пропагандой: члены DRU призывали к активным изменениям в подходе к дизайну, выражая недовольство тем, что “не существует должного союза между инженером и художником”.
Миша Блэк участвовал в подготовке экспозиции в связи с проведением выставок ЮНЕСКО в Мексике и Израиле (1947-53). Блэк получил мировое признание после Британского фестиваля 1951 года, на котором он координировал upstream отделение.
В 1954-55 годах Блэк – президент Общества художников и промышленных дизайнеров, в 1974-76 годах – президент Ассоциации промышленности и дизайна. Блэк был первым президентом ИКСИД (1959-61) и принимал самое активное участие в его работе.
В следующее десятилетие Блэк активно занимается дизайнерской практикой, проектируя все, вплоть до океанических лайнеров. Из более поздних проектов Блэка наиболее известны многочисленные интерьеры общественных зданий, архитектурные проект, среди них: проект для систем метрополитена в Лондоне и Гонг Конге и жилище для млекопитающих в лондонском зоопарке (1967). Кроме того он работает в качестве дизайнера-консультанта в нескольких компаниях.
Работы Блэка отличает понимание сути проектной ситуации, стремление к лаконичности формы и удобству монтажа деталей, нестандартность решений структуры объектов и интерес к новым материалам (он одним из первых применил пластмассы для изготовления корпусов радиоприемников).
Миша Блэк был одним из самых влиятельных преподавателей в области дизайна своего времени, он стоял у истоков формирования промышленного дизайна как особой дисциплины и как профессиональной деятельности. В полной мере талант Блэка как практика, идеолога и организатора дизайнерской деятельности проявился в его преподавательской работе в британском Королевском колледже искусств (1959-77). В основе его педагогической концепции лежала идея разрушения барьера между дизайном и инженерией. В то же время он подчеркивал, что дизайнер будущего должен “находиться на уровне передовых идей своего времени, быть в курсе течений в изобразительном искусстве, уметь тонко отражать дух времени, а также высокопрофессионально выполнять чертежи и макеты”.
В последние годы жизни Блэка волновали также проблемы вовлечения в дизайн потребителя с целью проектирования предметно-пространственной среды, максимально отвечающей индивидуальным потребностям.В 1972 году Миша Блэк был посвящен в рыцари. В 1978 году была учреждена медаль сэра Миши Блэка за выдающиеся заслуги в области преподавания дизайнерских дисциплин.