Буль, Андре Шарль (Boulle André-Charles, 11 ноября 1642 – 28 февраля 1732) – французский художник, один из главных законодателей вкуса в истории старинного мебельного искусства, мастер мебельного искусства, автор мебельного декоративного стиля “Буль”, придворный мастер Людовика XIV, разработал свой вариант интарсии - маркетри.
Род деятельности: дизайнер, архитектор, художник, гравер, мебельный мастер
Дата рождения: 11 ноября 1642 Место рождения: Франция, Париж Дата смерти: 28 февраля 1732 Гражданство: Франция Стиль: барокко |
Биография
К сожалению, очень немногие факты его биографии дошли до наших дней, но, достоверно известно, что уже в возрасте 30 лет его работы были представлены в Лувре – он был самым успешным и востребованным художником и краснодеревщиком в своей семье.
Андре Шарль Буль – родился 11 ноября 1642 г. во Франции в семье столяра Jean Boulle (настоящее имя Johan Bolt ). Первоначально семья жила в Голландии. Его отец был чернодеревщиком и в 1653 году открыл свой магазин.
Природа наделила Андре Шарля многими талантами – он и архитектор, и живописец, и мастер художественной мебели, и художник, и гравер. Шарль Буль, вероятнее всего, изначально был известен как живописец, на что указывают немногочисленные сохранившиеся записи о нем – первый платеж из королевской казны датируется 1669 годом.
В 1672 году он был представлен королю Франции Людовику XIV как наиболее искусный краснодеревщик Парижа, однако в патенте, наделявшего его привилегиями, Буль был записан как позолотчик и изготовитель маркетри, кроме того, он получил дополнительные преимущества свободы от торговых гильдий.
Перед тем как быть назначенным в 1672 году на должность Ebeniste du Roy (в смысловом переводе – королевским мастером по эбеновому дереву, т. е. “чернодеревщиком”), Буль провел около трех лет во Фландрии. Правда, он прибыл в ту часть Фландрии, которая только что перешла во владение Франции в результате победоносной войны с Испанией. Там он завершал свое обучение не только мебельному делу (в первую очередь, хитростям конструирования предметов мебели, которыми славились фламандские и голландские мастера), но также живописи, рисунку, граверному искусству. Ему повезло: довольно внезапно умер придворный столяр Жан Марсе, руководивший королевской мебельной мануфактурой, на место которого тотчас был избран молодой Буль.
В это время в Париже велись строительные работы по существенному расширению Лувра и объединению его с дворцом Тюильри – разумеется, с полным обновлением всей дворцовой меблировки. Людовику нужна была резиденция, которая затмила бы блеск всех королевских дворов в Европе. В связи с этим он подумывал о переносе своей парадной резиденции в Версаль (в 17 км от Парижа), где уже был небольшой охотничий дворец его отца. Строительные работы велись там с 1661 года, и архитектор Луи Лево расширил старый дворец в несколько раз. А в 1678 году, когда реконструкция парижского дворца была в основном завершена, Людовик окончательно остановил свой выбор на Версале как месте для своей главной резиденции. Скорейшее превращение Версаля в жемчужину домостроительного и садово-паркового искусства было поручено архитектору Ж.-А. Мансару, живописцу Ш. Лебрену (дворец украсился его росписями) и садоводу-планировщику А. Ленотру. Все они были членами созданной в 1666 году Королевской академии архитектуры (Академия живописи и скульптуры была основана несколько раньше, в 1648 году). Для полной реализации замыслов Людовика требовалось мебели не просто много – это должны были быть произведения высочайшего художественного достоинства. Надо полагать, Буль представил доказательства того, что лучше него никто с этой задачей не справится. Под его руководством королевская мастерская к 1678 году была расширена в несколько раз и получила название “Мануфактура королевской меблировки”.
В 1677, Шарль Буль женился на Anne-Marie Leroux. У них было семь детей, включая будущих краснодеревщиков Philippe (1678-1744), Pierre Benoit (1680-1741), Andre-Charles II (1685-1745) и Charles-Joseph (1688-1754).
В 1732 году Шарль Буль умер, преисполненный заслуженной славы, многих последователей и подражателей своего стиля, долгих лет жизни и неиссякающих долгов, оставив после себя четырех сыновей, трое из которых также умерли в долгах.
Творчество
В течении многих лет он работал в Версале, где одними из ярчайших его работ были зеркальные стены, деревянные, мозаичные полы, инкрустированная мебель в кабинете дю-Дофин, который, к сожалению, не сохранился в первоначальном виде, но эскизы Буля, по которым меблировался интерьер сохранились и находятся в музее Искусства.
Шарль Буль не испытывал недостатка в дорогих заказах, поскольку, согласно сохранившейся корреспонденции, заказы поступали не только от королевского двора и французской знати, а и от многочисленных иностранных заказчиков. Кроме французского короля, его заказчиками были многие герцоги Франции, испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и Кёльнский.
Все же, несмотря на полные цеха умелых мастеров и огромные гонорары и ссуды, которые он получал от клиентов, Шарль постоянно испытывал недостаток в деньгах, что выражалось в несвоевременной оплате мастерам, и даже невыполнении заказов, за которые клиенты внесли большие авансы.
Нескольких таких заявлений о невыполнении Булем своих обязательств оказалось достаточным для разрешения на арест Шарля Буля и его собственности в пределах Лувра. В 1704 году он даже получил некоторую защиту со стороны короля, который дал ему отсрочку в шесть месяцев для погашения всех долгов и урегулирования конфликтов с заказчиками. Практически всю жизнь Шарль пытался избавиться от долгов, но в его жизни была одна страсть, препятствовавшая этому. Двадцать лет спустя один из его сыновей также был арестован в Фонтеблю и продержан в долговой тюрьме пока по приказу короля его не освободили.
Страстью Шарль Буля было коллекционирование. Эта страсть была всепоглощающей: только при пожаре его салона было уничтожено 48 рисунков Рафаэля. Шарль с болезненной лихорадкой коллекционировал предметы искусства: рисунки, гравюры, картины, не пропуская ни одного аукциона, большие авансы клиентов уходили на покупку очередного произведения искусства для его коллекции. Коллекционирование стало для Шарля всепоглащающей манией, от которой, по рассказам его друга, выдающегося краснодеревщика невозможно было вылечить, и она преследовала его всю долгую жизнь.
В 1720 году на Буля обрушивается очередной удар злой судьбы – из-за пожара в одном из его салонов полностью сгорают двадцать его цехов со всеми многочисленными заготовками, инструментом и станками, материалами и большим количеством уже готовых изделий. Все что удалось спасти от пожара было спешно продано для погашения огромных долгов, после чего, в надежде на финансовую помощь, регенту было отправлено письмо с ходатайством, которое так и осталось без ответа. Казалось, что над семьей Шарля судьба сыграла злую шутку.
Таким образом, в 1732 году Шарль Буль умер, преисполненный заслуженной славы, многих последователей и подражателей своего стиля, долгих лет жизни и неиссякающих долгов, оставив после себя четырех сыновей, трое из которых также умерли в долгах.
Прежде чем говорить о художественных и технических особенностях булевской декористики, нужно принять во внимание легко возникающую путаницу в вопросе об авторстве изделий, выходивших из стен “Мануфактуры королевской меблировки”. Буль был руководителем предприятия, но далеко не единственным автором его продукции, говоря современным языком – не единственным дизайнером. Помимо него работали и другие мастера, притом достаточно самостоятельно, особенно с мебелью для сидения и лежания. Нередко использовались эскизы декора, получаемые от сторонних художников, – например, Д. Маро и Ж. Берена. Кроме того, с 80-х годов XVII века в мастерской Буля один за другим начали работать четыре его сына. Наконец, еще в конце того же века во Франции и за ее рубежами появилось много подражателей, а позже даже фальсификаторов изделийкоролевской мануфактуры. Даже сегодня эксплуатация брэнда “Буль” приносит неплохой доход некоторым производителям мебели. Так что с атрибуцией собственных работ Буля-отца у исследователей иногда возникают неразрешимые проблемы.
Общая особенность декорирования Булем фасадов шкафов (как переднего, так и боковых) – полная плоскостность декора, порой нарушаемая на дверных створках относительно небольшими литыми вставками из позолоченной латуни, едва выступающими над поверхностью. Это рельефные фигурки или головы мифологических персонажей, а также узкий латунный профиль для формирования обрамлений, как правило, строго прямоугольных, внутри плоскости створок. При этом плоскости дверей и боковых фасадов либо целиком обрамляются инкорпорированной (интарсия) светлой полосой или сдвоенными параллельными (чаще всего из пластин слоновой кости, панциря черепахи или перламутра), либо в той же технике членятся на два или три прямоугольника. Уже внутри таких плоских рамок создается узорочно-изобразительная композиция в технике интарсии.
На первом этапе своей деятельности в “Мануфактуре”, создавая эскизы декоративных композиций, Буль пользуется техникой интарсии по черному дереву (оно поставлялось голландцами из Китая) и сюжетами, изобретенными мастерами при Людовике XIII. Это были фантазийные цветочные композиции, набираемые из разноцветных кусочков древесины разных ценных пород. Отличие работ Буля сразу проявилось в том, что он основывался на голландских образцах, изображая вазы с весьма натуралистично трактованными тюльпанами, розами и жасмином.
Но с середины 80-х годов XVII века, когда завершаются строительно-отделочные работы в главных помещениях Версальского комплекса дворцов, Буль резко меняет сюжеты и саму технику интарсии, придав им дотоле невиданный блеск. Композиции, заключенные в прямоугольные рамки, превращаются почти в арабески: они насыщены тонко прорисованными вьющимися лентами и “усиками” с завершениями и отростками в виде закрученных листьев аканта, изображенных в профиль. Часто среди растительных узоров появляются и человеческие фигуры, например, крылатые ангелочки (итальянские “путти”).
Принципиальная новизна техники интарсии у Буля заключалась в отходе от традиционного набора композиции исключительно из древесных фрагментов. Он выводит свои узоры из пластин черепахи и олова. Кость черепахи и металлы применялись и раньше, но лишь для инкрустаций, а не композиций в технике интарсии. При этом Буль применяет два варианта их использования: “позитивный” (черепаха на светлом фоне олова) и “негативный” (олово на темном черепаховом фоне). Добавьте к этой картине еще рамки из золоченой латуни и слоновой кости – и поймете, какой ошеломляющий получался эффект. В Европе не осталось монарха, который не записался бы в очередь на получение хотя бы одного шкафчика Буля, а традиционная интарсия стала выходить из моды.
Сыновья А.-Ш. Буля удержали технику интарсии, созданную отцом. После его смерти они талантливо и масштабно продолжили его дело, основав собственное крупное предприятие, поставили производство мебели на индустриальную основу, разделив и специализировав разные виды работ. Но стилистику Буля-отца они, конечно, не могли сохранить. Наставали другие времена, складывались новые потребности и вкусы. Сам Андре Буль в последние десятилетия своей жизни подготовил и “благословил” триумфальное возвращение барокко в виде “стиля Режанс” (Регентства). В некоторых отношениях он оказался предтечей не только “стиля рококо” (1740-1760 годы) с его изощренной изобретательностью и эпатажностью, но и последовавшего затем “второго классицизма”. Может быть, не в последнюю очередь в этом и состоит величие мастера по имени Андре-Шарль Буль.