Кастильони, Аккиле (Castiglioni Achille, Milan, 1918-2002 гг) – легендарный итальянский архитектор и индустриальный дизайнер. Кастильони получил всемирную известность как создатель мебели, освещения, а также оборудования для выставок и демонстрационных павильонов.
Девиз: “Дизайн подразумевает наблюдение” Род деятельности: архитектор, индустриальный дизайнер Дата рождения: 1918 Дата смерти: 2 декабря 2002 Гражданство: Италия Самые известные работы: кресло “Sanluca” и лампа “Arco” Сайт: http://www.achillecastiglioni.it |
![]() |
Биография
Аккиле Кастильони родился в 1918 году в Милане. В 1944 году получил диплом архитектора. Когда он окончил институт, два его старших брата уже имели свое проектное бюро. Совместная работа братьев Кастильони в течение двадцати пяти лет оказывала серьезное влияние на итальянский дизайн. Это именно они основали в середине века миланскую выставку “Триеннале” и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию “Золотой циркуль”, и поныне пользующуюся устойчивым авторитетом во всем мире.
Творчество
Кастильони был одним из самых выдающихся проектировщиков – за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна, он спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов современности, чем задал немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна, так как его творчество, затрагивающее принципы модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным.
В течение своей 52-летней карьеры Кастильони один или в сотрудничестве с другими дизайнерами создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Созданные им предметы, например лампа Arco представлены во многих музеях мира. Они знакомы многим людям, являясь частью их повседневной жизни, хотя имя Кастильони им неизвестно.
Кастильони рассматривал мир как богатый каталог объектов, которые могут обеспечить дизайнера идеями и послужить ему источником вдохновения. Личная коллекция дизайнера состояла из повседневных объектов, которые дизайнер находил и собирал в течение всей своей жизни. Утверждение “Дизайн подразумевает наблюдение” стало одним из его девизов.
Уличный фонарь стал прототипом знаменитой лампы Arco, созданной братьями в 1962 году и представляющей собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку. Заметив, как подбирая под себя ноги и подкладывая подушки, на стулья забираются дети, Кастильони создал стул Primate (1970). У этого изобретения помимо небольшого сидения есть подушка, чтобы упираться коленями.
Предметы повседневности не только вдохновляли дизайнера, но и часто служили непосредственно материалом для новых объектов. Вертящийся табурет для телефонных разговоров Sella (Седло), созданный Катильони совместно с Пьером Джакомо в 1957 году, изготовлен из велосипедного седла, насаженного на металлический стержень, основанием которого служит чугунная полусфера. Благодаря этому табурету Кастильони присвоили неподходящий ему ярлык дадаиста. Создав стул, братья изобрели и новую манеру его использования, которую назвали: “сидеть стоя или стоять сидя”. Этому творению братьев близок по духу и стул Mezzadro (1957), первоначально сделанный из сидения трактора, находящегося в производстве с начала 20 века.
Оба произведения служат свидетельством того, что значительное влияние на итальянский дизайн середины 20 века оказал американский поп-арт, неуклонно толкавший дизайнеров к избавлению от старых канонов. И Sella и Mezzadro принадлежат, по классификации самого Кастильони, к объектам Ready-made, т.е. к объектам, созданным из готовых предметов повседневной жизни. Дизайнер не менял их внешний вид, а лишь дал уже привычным предметам новую жизнь.
Другая группа объектов, созданных Кастильони, это Redesigned Objects, т.е. объекты, которые были подвергнуты изменениям, и получили благодаря новому дизайну необычное решение. К этой группе относится складной кофейный столик Cumano (1979), наглядно демонстрирующий прием Кастильони: он выбирает объект, который существует десятилетия, иногда века, и изменяет его согласно новым технологиям и требованиям современной жизни. Дизайнер модернизировал классический маленький кофейный стол и сделал его складным, пробивает отверстие в столешнице так, чтобы стол было удобно брать при переноске или повесить на стену.
К этой группе относится и кофейный стол Basello (1989), в котором 2-3 полки нанизаны на ножку, что позволяет им вращаться вокруг оси. Вслед за Basello появилась и книжная полка Joy (1990): семь полок собраны на единую ось и могут вокруг нее свободно вращаться.
К группе Minimalist относится, например, напольная лампа Luminator (1955), простая как рисунок ребенка. Главное тело лампы – труба, которую венчает маленькая луковица. Труба опирается на треногу из тонких ножек. Электрический провод идет от основания как хвост.
К экспрессионистским объектам относится пылесос Spalter (1956). Братья Кастильони превратили пылесос в образец органичной скульптуры. Революционная модель Spalter легко катилась по полу. А прикрепив ремни, ее можно было повесить на спину и тогда уже делать уборку практически гуляючи.
В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность и оригинальный дизайн. Прежде всего дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что: “Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем”. Никогда не забывая про “полезность изделия”, своими функционально ясными, но в то же время шутливыми объектами, Кастильоне показал, что форма и функциональность, хотя и являются главными составляющими успешного проекта, не могут являться единственными интересами дизайнера. Мастер считал, что “задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства”.
Дизайнерские идеи Кастильони используют такие фирмы как: Alessi, Bernini, Brionvega, Cassina, Danese, De Padova, Flos Fontana Arte, Fusital, Ideal Standard, Interflex, Kartell, Lancia, Marcatre, Olivetti, Up & Up, Vlm, Zanotta и другие.
Четырнадцать работ Achille Castiglioni выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Есть его работы и в музеях Лондона, Монако, Праги, Иерусалима, Гамбурга, Денвера, Цюриха и других городов мира.
Он является обладателем девяти наград премии “Compasso d’Oro” и множества других международных призов. Кроме того, его личные выставки проходили в различных музеях всего мира.
В 1995 году его работы были выставлены в Барселоне, в Милане на Международном салоне мебели; и в Галереи современного искусства в Бергамо в 1996 году; в 1997 году в Музее дизайна Vitra и в Музее современного искусства в Нью-Йорке; в 1998 году в Музее современного искусства в Токио.
Свой опыт он щедро передавал молодым дизайнерам: в качестве профессора Кастильони преподавал дизайн в архитектурных университетах Торонто и Милана, был почетным членом и консультантом в Колледже искусства и дизайна в Пасадене и Монтре и почетным членом факультета дизайнеров в Королевской академии искусств Лондона.
Премии
- “Compasso d’Oro” 1955 (Luminator floor lamp)
- “Compasso d’Oro” 1960 (T 12 Palini chair)
- “Compasso d’Oro” 1962 (Pitagora espresso machine)
- “Compasso d’Oro” 1964 (Spinamatic beer spigot)
- “Compasso d’Oro” 1967 (translator’s earphones)
- “Compasso d’Oro” 1979 (Parentesi lamp)
- “Compasso d’Oro” 1979 (Omsa hospital bed)
- “Compasso d’Oro” 1984 (Dry cutlery)
- “Compasso d’Oro” 1989 (премия особого внимания к профессии).
1985 – Почетный член “Комитета советников” в Art Center колледжа дизайна (Пасадена, штат Калифорния и Монтре, Швейцария).
1986 – Почетный член Королевского факультет дизайнеров по промышленности, Королевского общества искусств (Лондон).
1987 – Почетный диплом из Королевского колледжа искусств (Лондон).
1993 – Ежегодная награда от “Высшего общества дизайнеров” (Лондон).
1994 – “Primavera del Design” Премии Департамента культуры (Каталония).
1995 – “Art sur Table” Премии Национального совета Кулинарного искусства (Париж).
1996 – “IF Design Wettbewerb” Премии Industrie Forum Design (Ганновер).
1996 – “Longevity-Langlebigkeit” Премия Design Center (Штутгарт).
1999 – “Domus/INARCH 1998” Award from INARCH.
1999 – “Targa d´Oro Unione Italiana per il Disegno” Премия факультета архитектуры в Генуе.
1999 – Wins the Enel “Sostegni per l´Ambiente” конкурса вместе с Michele De Lucchi.
2001 – Industrial Design Honoris Causa факультет Миланского политехнического университета.