Диксон, Том

Том Диксон (Tom Dixon)известный английский дизайнер-самоучка, промышленный дизайнер, сегодня арт-директор HABITAT и ARTEK.

Род деятельности: промышленный дизайнер, дизайнер интерьеров
Дата рождения: 1959
Гражданство: Великобритания
Самые известные работы: Kitchen chair, стул S, кресло Pylon,  лампа Jack Light, Dining Chair, коллекция 2ND CYCLE, лампа Copper Shade, кресло Wingback и мн.др.
Сайт: http://www.tomdixon.net/

Биография и творчество

Том Диксон  родился в 1959 году на восточном побережье Туниса, в крупном промышленном городе Сфаксе. В возрасте 4-х лет вместе с родителями Том переезжает в Англию, где учится в художественной школе в Челси. Однако мотоциклетная авария прерывает творческие изыскания: три месяца юноше приходится провести на больничной койке, после чего к занятиям живописью он так и не возвращается.  Увлекшись музыкой, Том становится бас-гитаристом группы Funkapolitan. Играя в ночных клубах, Том имел массу свободного времени в течение дня, что привело его к новому увлечению – экспериментам с металлоломом, из которого с помощью сварочной машины он создает необычные скульптуры.

Том Диксон, Void Light Brass, фото

Вторая серьёзная авария, в которой подающий надежды музыкант повреждает руку, закрыла ему дорогу на профессиональную сцену. И в то же время – подарила миру Диксона-дизайнера. Он всецело посвящает себя созданию необычных объектов из металла.

Том Диксон, Bebek House, фото

В 1984 году вместе с друзьями Том устраивает первую выставку-продажу своих работ, которые идут на «ура». В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую производству эксклюзивных предметов мебели и освещения – Creative Salvage (Творческий Утиль), которая в 1994 году меняет название на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Его Кухонный стул – Kitchen chair (1987) и стул S (1988), которые осознанно не отличались совершенством исполнения, характерным промышленно выпущенным продуктам, типичны для работ Диксона этого периода.

Том Диксон, стул S, фото

Том Диксон начинает демонстрировать свои работы в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана. Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) – легенда мирового дизайна, итальянский гуру в области производства дизайнерской мебели. Известный своим чутьём на новейшие модные тенденции, только-только зарождающиеся в обществе, Каппеллини заметил и по достоинству оценил потенциал молодого дизайнера. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Том Диксон, лампа Cage Light, фото

Также на фабрике Cappellini был создан шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2 и другие предметы, разработанные Томом Диксоном. Как и в ранних своих работах, дизайнер экспериментирует преимущественно с металлическими конструкциями: например, стул Pylon (1989) больше всего напоминает скульптуру из множества стальных прутьев, вручную приваренных друг к другу.

Том Диксон, стул Pylon, фото

В том же 1989 он учредил студию Space, которая занималась изготовлением мебели из металла и дизайном торговых помещений и сценическим оформлением. А в 1992 в лондонском Ноттинг Хилле (Notting Hill) открывается магазин-галерея под этим же неземным названием (в пер. с англ. space означает «космос»), в котором можно было приобрести работы Тома Диксона и прочих молодых дизайнеров.

Том Диксон, Bombay Sapphire, фото

В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленичество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода – мебель для Cappellini. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер “sitting, stacking, lighting thing”. Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Том Диксон, светильник Jack light, фото

В 1997 году появляется линия светильников из полипропилена, включившая в себя известные модели Star, Octo, и др. Эти осветительные приборы отличаются устойчивостью и многофункциональностью (так Jack, кроме своего основного предназначения, может быть использован в качестве сидения или основы под журнальный столик).

Том Диксон, Fresh Fat Chair, фото

В 1998 году Том Диксон возглавил дизайн студию компании Habitat, а в 2001 был назначен ее арт директором. Поступив на работу в компанию, политикой которой является стремление сделать хорошую мебель доступной для каждого, дизайнер ознаменовал переход от индивидуальной творческой деятельности к массовому производству. В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.  Именно тогда Диксон разрабатывает новую технологию производства мебели из мягкого остывающего пластика при помощи специального переносного устройства, в результате чего появляется коллекция Fresh Fat.

Том Диксон, Offcut Bench Fluoro, фото

Том Диксон по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских компаний, а также для своей компании, основанной в 2001 году и носящей его имя «Том Диксон». В 2004 году он был назначен арт директором компании Artek, являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году. По мнению дизайнера: «Artek – это, возможно, единственная компания, оставшаяся в неизменном виде с эпохи модернизма. Она имеет богатое культурное и историческое наследие и уникальное положение в финском обществе”. Свою роль в компании Том Диксон видит в том, чтобы не дать компании увянуть, вдохнуть в нее новую жизнь и дать ее возможность возродить свое былое значение.

Том Диксон, Tazmania Ballroom, фото

Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создано одно из последних произведений Диксона – диван Bombay Sapphire Stretch – самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.

Том Диксон, диван, фото

Среди последних работ – большое удобное кресло Link Easy, каркас которого представляет собой геометрическое переплетение прутьев из сварочной стали. Мотив находит развитие в декоре обивки: в одном из вариантов исполнения модели узор на ткани состоит из узлов и металлических цепей.

Том Диксон, кресло Link Easy, фото

Попробовал дизайнер себя и в роли традиционного ремесленника. Вдохновлённый индийской культурной традицией во время своего крупномасштабного путешествия по различным странам, он создаёт коллекцию отполированных вручную медных ваз и ламп из кованой меди с чёрным матовым покрытием.

Том Диксон, медная ваза, фото

Удивляет Том Диксон и своей новой коллекцией 2008 года: простая деревянная мебель A Bit of Rough (Немного грубее) выполнена в лучших традициях британских краснодеревщиков Это выражается в практичном подходе в выборе материалов, а также основательностью, честностью и надёжностью, незыблемыми при любых колыханиях и всплесках моды.

Том Диксон, деревянная мебель A Bit of Rough (Немного грубее), фото

Говоря о своем творческом методе, Том Диксон вспоминает слова своего друга – итальянского дизайнера Фабио Новембре (Fabio Novembre), – который назвал Диксона «позвоночным дизайнером», имея в виду, что в основе работ дизайнера лежит его интерес к структуре и конструкции, а не к их поверхности. Диксон говорит, что если бы не стал дизайнером, то скорее был бы гражданским инженером, так как его «больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн как таковой».

Том Диксон, Wahaca, фото

Том Диксон: «ИДЕИ ВОЗНИКАЮТ ОТОВСЮДУ – ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ, ЛЮБЫЕ ВЕЩИ, ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ. Я НЕ ДУМАЮ: «НУЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ СТУЛ». СКОРЕЕ БЫВАЕТ, ЧТО Я ВИЖУ МОСТ И ДУМАЮ: «ИНТЕРЕСНО БЫЛО БЫ СДЕЛАТЬ СТУЛ, ПОХОЖИЙ НА МОСТ». ВОТ КАК Я МЫСЛЮ».

Том Диксон, Wingback Footstool-Black Legs, фото

Том Диксон, светильники, фото

Том Диксон, ваза, фото

Том Диксон, лампа, фото

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree