Фостер, Норман

Фостер Норман (англ. Norman Foster, 1 июня 1935, Манчестер) — британский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек, один из немногих знаменитых архитекторов мирового уровня делающих проекты для России, является автором великолепных конструкций сетчатых оболочек (светорозрачного перекрытия). Произведён королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны (Baron Foster of Thames Bank).

Род деятельности: архитектор, дизайнер

Дата рождения: 1 июня 1935

Место рождения: Великобритания, Манчестер

Гражданство: Великобритания

Награды и премии: лауреат Императорской и Притцкеровской премий

Сайт: www.fosterandpartners.com

Фостер Норман (Foster Norman), фото

Биография

Родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. Покинув школу в 16 лет, он работал в офисе казначея Манчестера.  В 1953–1955 служил летчиком в Королевских военно-воздушных силах. Затем поступил на архитектурное отделение Манчестерского университета; сменив несколько вузов, в итоге получил диплом архитектурной школы Йельского университета в США (1962).

Вернувшись в Англию, в 1963–1967 был партнером в фирме «Команда 4» («Team 4»).  Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек». А  в 1967 основал свою собственную фирму «Foster Assosiates». Познакомился в этот период с Р.Б.Фуллером; совместно они исполнили ряд проектов, варьирующих принцип «геодезического купола». Усвоив фуллеровскую «технократически-природную» эстетику, а также стилистику хай-тека (отчасти благодаря сотрудничеству с одним из его основоположников, Р.Роджерсом, в «Команде 4»), создал по сути – вопреки фирменной обезличенности новейшего зодчества – глубоко индивидуальное творческое направление, осмысляющее технологические новинки в высшей степени образно, порою даже экстравагантно. Свойственная раннему хай-теку ироническая «поп-артистская» пародийность сменилась здесь новым, по-своему эпическим монументализмом.

Творчество

Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны – лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствии зеркальное остекление – близкое по духу здание фирмы «Уиллис Фабер энд Дьюм» в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), – с экспрессивным, «барочным» контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулях перекрытия, – небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981–1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций «фэнь-шуй»; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991–1992 по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс «Коммерцбанка» во Франкфурте – «зеленая башня», взятая в футляр многоярусных зимних садов.

Норман Фостер, центральный офисный комплекс Коммерцбанка, Франкфурт, фото

Мастер неоднократно проектировал аэропорты, в том числе Стенстед близ Лондона (1991) и особо примечательный, крупнейший в мире по площади закрытых помещений Чек Лап Кок в Гонконге (1998), композиционно распластанный по земле и благодаря прозрачным перекрытиям максимально открытый естественному освещению. Не раз обращался к чисто инженерным и дизайнерским проектам, разработав, в частности (в 1990-е годы), экспресс-систему наземного рельсового транспорта в Бильбао и новую линию мебели «от Фостера». Известнейшей его работой стала завершенная в 1999 реконструкция здания берлинского рейхстага, призванного вновь стать местопребыванием парламента объединенной Германии; бережно сохранив исторический облик здания, вплоть до части надписей, оставленных советскими солдатами, он увенчал его новым стеклянным куполом – с подводящей к нему широкой спиралевидной зеркальной полосой (позволяющей видеть, что происходит внизу, в зале заседаний, и тем самым символизирующей «новую демократическую открытость» германской политики). В 1990 был возведен в рыцарское звание.

Норман Фостер, купол здания Рейхстага, фото

Норман Фостер  далек от консерватизма, но это не значит, что консерваторы не могут проникнуться результатами его деятельности — созданный при посредстве архитектора хай-тек основан на инженерных достижениях, а значит, обладает прагматическими достоинствами.

Норман Фостер, 30 St Mary Axe, The Gherkin, Swiss Re в Лондоне, фото

Норман Фостер решает проблему квадратных метров творчески. Возможно, ему это удается в том числе и потому, что он — британец. Британия располагается на островах, здесь каждый кусок земли на счету. Его лондонский «Огурец» за счет необычной, выпуклой посередине формы обладает пространством большим, чем если бы он пропорционально рос от основания.

Норман Фостер, Небоскреб Свисс Ре, Лондон, 1997-2004, фото

Вторая проблема большого города — затрата огромного количества ресурсов. Хай-тек в исполнении Фостера тут в помощь. Ключевое понятие в архитектурном бюро мастера — самообеспечение. Здание должно быть максимально независимым от коммунальных служб: естественным образом вентилироваться и самостоятельно вырабатывать энергию для собственного потребления. Британский архитектор не придумал это, а развил идеи своего учителя Ричарда Фуллера: Фуллер верил, что человеческие общества вскоре будут полагаться в основном на возобновляемые источники энергии, такие как электричество, создаваемое из солнечного света и энергии ветра. Осуществить замысел такого здания в полной мере — значит решить проблему вечного двигателя. Пока нереально, но стремиться стоит.

Норман Фостер, the Sage Gateshead, центр музыки, фото

Работа Фостера неоднозначна. Модернистская архитектура чужда старым зданиям. У Фостера богатый опыт вписывания офисных зданий в пространство исторического города. Он отсчитывается еще с проекта 1971 года: штаб-квартиры Willis Faber & Dumas в Ипсуиче. В своем эссе Social Ends, Technical Means Фостер писал по этому поводу: «Мне кажется, что так много современных зданий игнорируют хаотичную уличную структуру своей тяжелой прямолинейной геометрией. Это может быть уместно на пространстве зеленого поля или в разреженном пригороде, но это чужеродно для плотных, комплексных городских пространств (исключая, конечно, города с планом — прямоугольной сеткой). Помимо разрушения городского плана, пустые пространства, остающиеся от таких сооружений, враждебны и непригодны к использованию». У нас нередки «вырубки» целых районов, в родной же архитектору Британии сильны традиции, одной из которых является неприкосновенность частной собственности.

Норман Фостер, проект башня "Россия", фото

Говоря о своих принципах работы, Фостер произносит слово «холизм», и это сразу расставляет все по своим местам. Холический значит «цельный», «целостный». Здание как единый организм — мир как единый организм. Или как машина. Чтобы она заработала правильно, нужно, чтобы все детали были в исправности. И, кстати, именно холизм объясняет построение групп в архитектурном бюро. Группы не формируются по специализации на определенном типе зданий или по географическому расположению. Проекты в каждой группе разнятся от больших до малых и могут осуществляться в любой точке мира. Такой разброс не позволяет мозгу бездельничать, приходится постоянно перенастраиваться. Шесть групп, тщательно подобранных, сплоченных регулярными командировками, выдают результат выше, чем был бы суммированный итог работавших по отдельности членов группы.

Норман Фостер, Станция метро Экспо (Expo) в Сингапуре, фото

Философия Фостера предполагает гуманность . Принцип открытости наиболее нагляден в реконструкции Рейхстага. Стеклянный купол позволил наблюдать за сессиями парламента. Прозрачность административных зданий — символ прозрачности всей системы, декларация «нам нечего скрывать» и одновременно контроль над чиновниками.

Норман Фостер, башня корпорации Hearst в Нью-Йорке, фото

Фостер увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. На 180 м над Гонконгом (ныне Сянган) возвышается супертехнологичное 43-этажное здание Шанхайского банка, построенное Фостером в 1986 году. Система зеркал, управляемая компьютером, направляет солнечный свет вдоль вертикальной оси с верхних этажей здания банка на нижние. Его любимые материалы – сталь и стекло. Здания из них органично вписываются в окружающую природу. Верхом экологичности стал созданный Фостером во второй половине 90-х годов 259-метровый небоскреб из стекла и стали. В нем даже внутренние помещения наполнены светом. А обилие зимних садов на этажах создает дополнительный комфорт для обитетелей небоскреба. Норман Фостер – архитектор, построивший Millennium Bridge в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, обновленный Рейхстаг в Берлине и Коммерцбанк во Франкфурте-на-Майне – самый высокий небоскреб в Европе, стадион Wembley в Лондоне и знаменитую башню для корпорации Hearst в Нью-Йорке.

Норман Фостер, проект Комплекс Эрмитаж Плаза, фото

Основные постройки и проекты

  • Внутренний двор Британского музея
  • Реконструкция вокзала в Дрездене
  • Сейдж Гатешеад
  • Башня Столетия
  • Радиоцентр Би-Би-Си
  • Галереи Сэклера, Королевская Академия Искусств
  • Реорганизация Сокровищницы Ее Величества
  • Банк Гонконга и Шанхая
  • Башня Коммерцбанка
  • Центр Визуального Искусства Сэйнсбери
  • Остров Новая Голландия
  • Башня Тысячелетия
  • 30-я Мэри Акс, Штаб-квартира Свис Ре
  • Башня Херста
  • Музей искусств в Бостоне
  • Храм искусств Наймса
  • Реконструкция Трафальгарской Площади
  • Комплекс Дойче Банка
  • Жилые дома Дайсбург
  • Академия бизнеса Бексли
  • Рейхстаг, Новый германский парламент
  • Ветряные турбины
  • Большая теплица
  • Дом Будущего в Санта-Мориз

Творческая мастерская Нормана Фостера, фото

Награды

Норман Фостер – лауреат многих высших архитектурных премий. Его компания, основанная в 1967 году, получила свыше 300 премий и выиграла свыше 60 национальных и интернациональных конкурсов.

Его мощная пространственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств (Сайнсбери-сентр) в Норвиче (1977) была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Еще одной премии Королевского института архитекторов удостоились проекты мэтра архитектуры: аэропорт Стендстед в Эссексе (1991) и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992).

В 1983-м Фостер получил Королевскую Золотую медаль по архитектуре от ассоциации RI ВА,  в 1990 стал баронетом,  в 1991-м – Золотую медаль Французской Академии Архитектуры, а в 1994-м был награжден Золотой медалью Американского Института Архитекторов. В 1999 году Норман Фостер стал 21-м лауреатом премии Прицкера (архитектурный эквивалент Нобелевской премии) и в этом же году был произведен в пэры королевой Англии “Baron Foster of Thames Bank. Фостер также обладатель награды Архитектурной ассоциации Premium Imperiale (2002) и т.д.

Дизайн от Нормана Фостера, фото

Дизайн от Нормана Фостера, фото

Дизайн от Нормана Фостера, фото

Дизайн от Нормана Фостера, фото

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree