Фукасава, Наото

Наото Фукасава (Naoto Fukasawa) – японский индустриальный дизайнер-минималист. Один из самых востребованных японских дизайнеров в мире и у себя на родине. Он возглавляет, курирует или консультирует порядка 5 компаний одновременно. Будучи дизайн-директором компании «Плюс-минус-ноль» (Plus-minus-zero, ±0), он возглавляет техническое направление в гиганте Muji, консультирует (а ранее занимал пост директора) глобальную компанию IDEO. А также создал (совместно с IDEO и Сэмом Хектом) и руководит творческой мастерской Without Thought!

Род деятельности: промышленный дизайнер, преподаватель, автор книг
Дата рождения: 1956
Гражданство: Япония
Самые известные работы: дизайн проигрывателя компакт-дисков для компании MUJI, серия креативных упаковок для фруктового сока, мобильный телефон info.bar, серия стульев для «Vitra Edition», проект Without Thought и мн.др.
Достижения: более 50 наградах в области дизайна в Японии, США и Европе
Сайт: http://www.naotofukasawa.com, http://www.plusminuszero.jp/

Биография

Родился Наото Фукасава в 1956 году в Японии в префектуре Яманаси. В 1980 году окончил факультет искусства и трехмерного дизайна Tama Art University. Карьеру начал с дизайна часов в компании Seiko-Epson. В 1989 переезжает в Сан-Франциско и присоединяется к компании ID two,  которая сегодня является крупным международным агентством промышленного дизайна IDEO с филиалами в США, Великобритании и Японии. В этой компании Фукасава «набивал руку на мобильных телефонах, камерах и КПК».

В 1986 году Фукасава возвращается в Токио, где основывает азиатский филиал IDEO.

В 2001 году Наото Фукасава становится самым востребованным и известным индустриальным дизайнером в Токио.

В январе 2002 года Наото Фукасава  решил заняться независимым творчеством – он  открывает в Токио собственное дизайн-бюро Naoto Fukasawa Design. Тогда же он был приглашен и в консультационный комитет японской компании MUJI. За дизайн проигрывателя компакт-дисков для MUJI Фукасаву наградили престижной премией «iF Gold Award».

В 2003 году Фукасава учредил новый промышленный бренд ±0, производящий объекты домашнего обихода – от зонтиков и увлажнителей воздуха до электроприборов, и анонсировал серию домашней электроники и аксессуаров, разработанных совместно с Takara Co. Ltd. и Diamond Corporation.

Активно сотрудничает с марками Artemide, B&B Italia, Vitra, Magis, Driade, Boffi, KDDI и мн.др.

Был признан лучшим дизайнером 2006 года по версии ELLE Decoration Design Awards.

В 2009 году обозреватели Forbes внесли Наото Фукасава в список восьми самых оригинальных, успешных и востребованных дизайнеров года.

Сегодня Наото Фукасава помимо проектировочной деятельности занимается и преподаванием: он читает лекции на факультете Sciense of design в Musashino Art University и объектного дизайна в Tama Art University в Токио.

Соавтор книг «Экология Дизайна» и «Оптимум».

Кумиры — художник Сико Мунаката и дизайнер Акилле Кастильони.

Творчество

Творчество Наото Фукасавы продолжает линию минимального дизайна. В работе Фукасава следует собственной теории двойного вау. Первое вау нужно, чтобы дизайн произвел впечатление в магазине – и чтобы продукт купили. Дизайнеру же важно второе вау – восхищение, которое испытывает покупатель, который пожил с купленным предметом и внезапно осознал, насколько он удобен – и насколько его функция диктует вид, размер, материал. Фукасава повсюду фотографирует, как люди совершают самые обыденные вещи – например, пьют воду или выключают музыкальный центр. В результате появляется пульт дистанционного управления такого же размера, цвета и вида, как аудиосистема – так удобнее.

Наото Фукасава, Bunch Flower Vase (для B&B), фото

Наото Фукасава ищет смыслы, которые уже существуют. Он делает то, что уже есть в воображении многих людей как нечто необходимое и полезное. «Я ничего не изобретаю, я только вынимаю эту вещь из головы и превращаю подсознательное желание в действительность».

Наото Фукасава, A light with a dish, фото

О своем творчестве Наото Фукасава говорит: «Я не люблю замысловатых дизайнерских вещей, мне больше близки функциональность и простота. Если вы посмотрите на первые мои вещи и последние, то увидите, что по дизайну они не сильно отличаются друг от друга, разве что по техническим характеристикам и материалам».

Наото Фукасава, Electric Kettle, фото

Самым известным проектом Наото Фукасава можно считать дизайн проигрывателя компакт-дисков для компании MUJI. Первоначально манный в 1999 году в рамках дизайнерского исследования «Без раздумий» (англ. Without Thought), этот удивительно простой проигрыватель компакт-дисков имитирует настенный вентилятор, в котором на виду вращается диск. Единственный динамик встроен в корпус, а крышка отсутствует. Шнур питания просто свисает, действуя так же в качестве выключателя: достаточно потянуть за него, чтобы включить музыку.

Наото Фукасава, проигрыватель компакт-дисков для компании MUJI, фото

В 2005 году Нью-йоркский Музей современного искусства включил проигрыватель компакт-дисков Muji в свою постоянную коллекцию.

В 2001 Фукасава создает концепт телефона info.bar, который сразу выделяется на рынке, наводненном складными моделями. По его словам, Infobar задумывался как «аппарат, удовлетворяющий противоречивые желания», который стал бы не только средством связи, но и модной, отличительной чертой его владельца.

Наото Фукасава, Телефон Info.bar, фото

Наото Фукасава: «Несколько лет назад на берегу реки я нашел камешек овальной формы и придумал дизайн мобильного телефона. Я заметил, что, когда человек держит в руках мобильный телефон, он всегда его вертит, как бы играет. А лучшей формы для игры, чем гладкие камешки, не найти. Модель телефона InfoBar я создал уже для другой цели: это простой, но очень представительный и интеллигентный мобильный телефон, который нужно чинно держать в руках на важных встречах и таким образом декларировать свою статусность».

Наото Фукасава, Hot Water Dispenser

В каждой его работе можно заметить тонкий контакт между человеком и предметом. Телефон по форме и на ощупь напоминает камень, его приятно вертеть в руках или просто сжимать, ощущая его «неправильность», пульт смешивает ощущение радости, защиты и нежности.

Наото Фукасава, Мобильный телефон, фото

Увлажнитель воздуха – это, как и телефон в виде камня – особо точный показатель верности идей Фукасавы. В этой форме сконцентрирована чистота и свежесть!

Наото Фукасава, Air Purifier, фото

Проигрыватель ДВД и МД очищен от всего лишнего, оставлены только основные функции доведённые, чуть ли не до игрушечного смысла.

Наото Фукасава, DVD-MD Stereo Component, фото

Интересной работой Наото Фукасавы является серия креативных упаковок для фруктового сока. Пакеты с напитком выглядят точь-в-точь так же, как и плод, из которого, собственно и было изготовлено питье. Наото Фукасава учел даже такие мелочи, как ворсинки на “кожице” киви, мелкие пятнышки на бананах и прочие нюансы, без которых плод выглядит пластмассовой бутафорией. Дизайнер считает, что такая упаковка не только привлекает внимание покупателя, но и поднимает ему настроение, и даже если человек, заглянувший в супермаркет, не купит сок в дизайнерском пакете, он все равно останется довольным, – настолько позитивно, ярко и свежо выглядит такая “сочная” упаковка.

Наото Фукасава, серия креативных упаковок для фруктового сока, фото

О том, насколько открыто сознание у Наото Фукасавы можно судить по уникальному проекту Without Thought! Он собрал дизайнеров из различных компаний, выпускающих различную технику, телефоны, автомобили и пр. Это люди из конкурирующих корпораций и занимающих примерно одни позиции – арт-директора, главного дизайнера и т.п. Объединив их под одной крышей, он выбрал тему для вектора и дал три дня на раздумье. В итоге, творческие люди, работающие на крупные корпорации, но занятые там скорее организационной работой, нежели творчеством, объединились в креативные группы и мозговым штурмом сломали такие барьеры, как конкуренция и ограниченность внутри собственной специализации.

Наото Фукасава, результаты работы проекта Without Thought, фото

Проект задумывался, как трехдневная мастерская, стимулирующая творческую энергию на разработку и визуализацию. Однако, через два года организаторы решили превратить проект в нечто более многообещающее. На сей раз задача была поставлена так: три дня на мозговой штурм с дальнейшей реализацией проекта. Участники проекта продолжали в течении трех месяцев поддерживать контакт и атмосферу сотрудничества, чтобы привести свои идеи к воплощению. Позже предметы были выставлены на японской выставке прогрессивного дизайна OZONE и обыватели могли пощупать и опробовать в действии эти интуитивные штуковины.

Наото Фукасава, серия офисных ламп, фото

Наиболее интересные проекты:

1999 – дизайн проигрывателя компакт-дисков для компании MUJI

2001 – концепт телефона info.bar

2004 — «натуральная» упаковка для фруктовых соков

2007 — проект «Идеального дома» на Кельнской мебельной выставке

2007 — комплект из подносов и чашек «Vertigo» (русск. «Головокружение») для «B&B Italia»

2007-2008 — серия стульев для «Vitra Edition», выполненных из бетона, акрила, мрамора, металла, фетра и других материалов

2008 — трехместный диван «Muku» для «Driade» и стул «Papilio» для «B&B Italia»

2009 — драгоценные настенные часы Kaga из листового золота, серебра и бронзы

2009 — внешний вид нетбука N310 для Samsung Electronics

Наото Фукасава, Humidifier, фото

Наото Фукасава, Koishi Pouf, фото

Наото Фукасава, Portable MD-Player, фото

Наото Фукасава, Wan Lamp (для Yamagiwa), фото

Наото Фукасава, диван Cloud, фото

Наото Фукасава, дизайн стула для Vitra, фото

Наото Фукасава, Книжный шкаф Shelf, фото

Наото Фукасава, стул Thonet, фото

Наото Фукасава, телевизор для ±0, фото

Наото Фукасава, фото

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree