Гамбс, Генрих Даниэль (Gambs Heinrich, 1764—1831 гг) — самый известный мебельный мастер и механик конца 18 – первой трети 19 века, работавший в России, придворный мебельщик. Ученик Давида Рентгена.
Имя Гамбс стало синонимом добротности, хорошего вкуса и ассоциировалось с высшими достижениями мебельного искусства России XIX столетия. Выработал особый строгий тип корпусной мебели, славился высоким качеством отделки.
«Гарнитур от Гамбса» получил своеобразную нарицательную известность после выхода в свет романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».
Биография и творчество
Генрих Даниель Гамбс – сын потомственного столяра из городка Баден-Дурлахе (район Баден-Бадена). Генрих Гамбс родом из прусского городка Нейвуд. Был учеником Давида Рентгена – знаменитого мастера из Нейвуда, потомственного краснодеревщика, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии. Генрих Гамбс приехал в Санкт-Петербург в 1795 году в качестве ученика Рентгена.
Гамбс, очарованный красотой “Северной Пальмиры” и видя перспективы российского рынка, решил остаться в Петербурге и завести собственную мастерскую, которая производила бы новую мебель не хуже рентгеновской. Желая открыть большое мебельное предприятие, Гамбс вступает в “согласие” с богатым австрийским купцом Ионафаном Оттом. На паях они открывают фабрику в Петербурге в районе Калинкина моста, “между английской пивоварней и госпиталем”. В ноябре 1795 года Гамбс открыл на Невском проспекте, напротив Казанского собора магазин по продаже мебели. Магазин неоднократно менял своё местоположение: в 1801 году он находился на Большой Морской, в 1809 году он размещался в III-й Адмиралтейской части у Малой Садовой, в доме № 18 по Итальянской улице.
На первых порах Гамбс подражает мебели Рентгена. Одно из красивейших и сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук как образец замечательной мебели со всевозможными механическими устройствами (которые делал для Рентгена знаменитый часовщик Петер Кинцинг). Похожее на это бюро создает и Гамбс, но оно еще сложней в механике – с выдвижным креслом, музыкой и т. д. Качество мебели Гамбса всегда было просто отменным.

Генрих Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж. фото
По прибытию в Петербург Гамбс ищет покровителя при дворе и находит его в лице великой княгини Марии Федоровны. Хозяйка малого двора питала большое пристрастие к декоративно прикладному искусству. В 1793 году она заказывает Гамбсу роскошный дамский письменный столик красного дерева, отделанный слоновой костью, золоченой бронзой и расписным стеклом. В комплект со столом входил, и письменный прибор из янтаря и слоновой кости и такой же подсвечник с абажуром. В следующем, 1794 году Гамбс исполняет экран-ширму из красного дерева с бронзой, с вставками живописи на стекле, которые применены «с большим тактом». Красиво положенная бронзовая «драпировка», характер декора в деталях говорят о руке талантливого архитектора, есть все основания считать, что столик и экран выполнены по рисункам Н. А. Львова. В эти годы он много работал над предметами декоративно-прикладного искусства для большого и малого двора и придворной знати.
Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.
Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.
Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.
Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.
Мебели Гамбса ставшей модной, стали подражать другие мебельщики, и она распространилась буквально по всей России. Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.
Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова были исполнены Гамбсом.
Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась. Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами.