Гауди-и-Корнет Антонио Пласид Гильем (исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet; 25 июня 1852, Реус, Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.
Род деятельности: архитектор
Дата рождения: 25 июня 1852 Работал в городах: Барселона, Реус Архитектурный стиль: модерн Важнейшие постройки: Собор святого семейства, дом Бальо, дом Мила, парк Гуэля Нереализованные проекты: Миссия Францисканцев в Танжере, проект гостиницы «Attraction» в Нью-Йорке |
Биография
Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, что неподалеку от Таррагоны. Все мужчины в роду Гауди были либо каменщиками, либо котельщиками. Антонио с честью продолжил и развил семейную традицию – все его работы от самых ранних, до последней – величественного Храма Святого Семейства, это, в основном, работы из металла и камня.
Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь. Ограниченная из-за болезни подвижность обострила наблюдательность будущего архитектора, открыла ему мир природы, ставший главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так конструктивных задач.
В 1878 года Антонио получил диплом Высшей технической школы архитектуры. Председатель комиссии на защите дипломного проекта Гауди сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший».
В 1870—1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.
Творчество
В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) — единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни.
Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).
Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля Барселона).
Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.
Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Güell), был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо. Заказчики, готовые выкинуть на строительство пол-состояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре. Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя.
Три основных составляющих жизни великого Гауди – архитектура, поклонение природе и вера в Бога, крепнущая с годами, тесно переплелись во всех его творениях. Гауди начинал строить, не планируя, не имея чертежей, порой, сам до конца не зная, какая из трех направляющих возобладает и сумеет-таки подчинить остальные, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты.
7 июня (по другим источникам – 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери. Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу Святого Креста. Его похоронили в любимой им часовне – единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.
Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего. Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж – без Эйфелевой башней и Нью-Йорк – без Статуи Свободы. Саграда Фамилиа, совершенная даже в своей незавершенности, стала символом Барселоны.
Парк Гуэль – самое жизнерадостное произведение Гауди. В 1903 Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа “города-парка” – неосуществленного замысла Гауди. Порой даже трудно понять, где элементы, придуманные Гауди, а где – живая природа.
Последнее, незаконченное, но самое грандиозное творение мастера – Искупительный храм Святого семейства (Саграда Фамилиа), который сам Гауди считал своим главным детищем.Глубоко религиозный человек, Гауди решил рассказать историю Святого семейства по-своему, сделать собор архитектурным воплощением Нового Завета. Замысел архитектора был грандиозным, можно сказать — необъятным. Он намеревался возвести храм длиной 110 и высотой 45 метров. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели – Веру, Надежду и Милосердие и отражающий один из трех центральных сюжетов: “Рождество”, “Страсти Христовы” и “Воскресение”, должен быть увенчан четырьмя башнями – колокольнями, в честь двенадцати апостолов.
Ему он отдал 43 лет своей жизни и умер, так и не завершив начатое. Это – одно из самых впечатляющих сооружений всей Испании, и уже давно – символ Барселоны. Сам Гауди желал, чтоб это сооружение стало главным католическим храмом не только страны, но и мира.
Имя архитектора Антонио Гауди навечно произносится сразу после названия города Барселона и наоборот. Наверное, такой пример ассоциации можно привести еще о Париже, когда Париж и Осман тоже идут в одной связке. Итак, Барселона – Гауди..