Гэри, Фрэнк

Гэри, Фрэнк (Frank Gehry, наст. имя Ephraim Owen Goldberg) – архитектор и дизайнер, близкий к деконструктивизму.

Род деятельности: дизайнер, архитектор
Дата рождения: 1929
Гражданство: Канада, США
Самые известные работы: калифорнийский Музей авиации, Vitra Design Museum, Мэдисон-Сквер Гарден, буддистский храм Todaiji Buddhist Temple, музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, музей Гуггенхейма в Бильбао, концертный зал им. Уолта Диснея,  «танцующий дом» в Праге

Биография

Фрэнк Гэри  родился в 1929 году в Торонто. Дед Гэри, иммигрант из Польши, занимался торговлей строительными материалами, отец был владельцем магазина торговых и игровых автоматов в городе Тименс (провинция Онтарио). Подростком Гэри столкнулся с грубым антисемитизмом, и психологическая травма после избиения побудила его переменить фамилию и отойти от еврейских традиций семьи.

В 1947 году Фрэнк Гэри переехал в Калифорнию, получил американское гражданство и начал учебу. С 1954 года, после окончания Школы архитектуры, Фрэнк начинает работать в компании Виктора Груэна и партнеров и продолжает свое ученичество. По окончании Гарвардской высшей школе дизайна Фрэнк переехал в Лос-Анджелес и непродолжительное время работал у Перейры и Лакманна, а затем вернулся обратно в мастерскую Виктора Груэна, где и проработал до 1960 года.

В 1952 году Фрэнк Голдберг женился на Аните Снайдер (Anita Snyder), которая и настояла на том, чтобы он поменял фамилию. Так Фрэнк Голдберг превратился во Фрэнка Гэри. От брака с Анитой у Фрэнка осталось две дочери. В середине шестидесятых лет Фрэнк развелся с Анитой и в 1976 году женился вторично на Берте Исабель Агилере (Berta Isabel Aguilera), его нынешней супругой, которая родила ему двоих сыновей Алехандро и Сами.

В 1961 году Гэри с женой Анитой и двумя дочерьми переехал в Париж и работал в мастерской Андрэ Ремондэ (Andre Remondet). В течение года Фрэнк изучал работы Шарля Ле Корбюзье, и Балтазара Неймана (Balthasar Neumann) и занимался реставрацией французских церквей.

Творчество

В 1962 году Фрэнк Гэри возвращается в Лос-Анджелес и основывает собственную студию (Frank O. Gehry and Associates. В 1979 году она была преобразована в компанию Gehry & Krueger Inc., а в 2002 году была создана компания Gehry Partners, LLP). Первые работы студии — проекты магазинов, торговых центров, интерьеров. Вначале семидесятых им было спроектировано множество частных домов, отличительной чертой которых было исключение привычных, традиционных, форм.

Фрэнк Гэри, Концертный зал имени Уолта Диснея, фото

В 1977–1979 годах он спроектировал и выстроил собственный дом в стиле “антиархитектуры” в Санта-Монике и продолжил серию экспериментов с жилыми домами, нашедших своё воплощение в постройках Дэвис Хаус (Ronald Davis Studio, Малибу), Де Меснил резиденс (De Mesnil Residence, Нью Йорк) и Спиллер резиденс в Венеции (Spiller Residence, Калифорния).

Фрэнк Гэри, Корпус Массачусетского технологического университета, фото

Собственный дом — это перестроенное бунгало 20-х годов постройки. Фрэнк Гэри хотел поэкспериментировать с бывшими в употреблении строительными материалами — металлом, фанерой, кусками сетчатых заборов, обрезками пиломатериалов. Он поставил себе задачу полностью преобразить фасад здания, не трогая его внутреннего облика. Особенно много он работал над задним и южным фасадами, оградив остальные фасады сборными стеклянными кубами.

Фрэнк Гэри, Музей Гуггенхайма в Бильбао, фото

Уже в это время стало очевидным умение Гэри создавать крупномасштабные композиции, что подтвердилось комплексом супермаркетов (и стоянок радом с ними) в Санта-Монике (1979–1981 годы). Эти композиции напоминают традиционные здания, но лишь напоминают…

Фрэнк Гэри, коллекция мебели, фото

Проект 1979 года Морского музея-аквариума в Кабрилло в Сан Педро площадью почти 2 000 м² это демонстрирует в полной мере: отдельно стоящие здания и заграждения-цепи. Эти “теневые структуры”, как их называл Гэри, зрительно связывают сооружения в один комплекс.

К 1981 году относится ещё одно очень известное здание, спроектированное Фрэнком Гэри — калифорнийский Музей авиации (California Aerospace Museum).

Фрэнк Гэри, Музей музыки в Сиэтле, фото

Конец восьмидесятых — одно из самых плодотворных в жизни Фрэнка Гэри. В разных уголках мира реализуется сразу несколько его крупных проектов. В Германии, в городке Вайл-ам-Рейн в 1989 году построено здание музея — Vitra Design Museum. Это частный музей, основная коллекция которого — мебель и интерьеры. Тогда же он конструирует восьмидесятиэтажное здание на Мэдисон-Сквер Гарден в Нью-Йорке. Американские искусствоведы сравнивают это строение с работами румынского скульптора К. Брынкуши.

Фрэнк Гэри, Офисное здание в Ганновере, фото

В конце 80-х Гэри побеждает в конкурсе на проект зала Уолта Диснея в Музыкальном центре в Лос-Анджелесе. Массивное здание центра, украшенное легким парящим стеклянным атриумом, было закончено в 1993 году. Тогда же, в конце 80-х, по проекту Гэри построено здание ресторана “Фишанс” в японском порту Кобе с огромной скульптурой рыбы перед входом.

В 1989 году Фрэнк Гэри создает здание, за которое и был удостоен Притцкеровской премии (Pritzker Architecture Prize), одной из самых престижных в области архитектуры. Это буддистский храм Todaiji Buddhist Temple в Нара, Япония.

Фрэнк Гэри, буддистский храм Todaiji Buddhist Temple, фото

Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе (1993), обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также «танцующий дом» в Праге (1995). Гораздо менее тёплый приём ожидал спроектированный Гери по заказу Пола Аллена музей музыки в Сиэтле (2000).

Фрэнк Гэри, «Танцующий дом» в Праге, фото

Но на самом деле многие его проекты скорее иллюстрация того, что он называет деконструктивизмом (то есть, формальные опыты по «разложению» и деформации внешней и внутренней оболочек). Фрэнк Гэри создает необыкновенные с эстетической точки зрения объекты, деконструирует иллюзорную целостность архитектуры, но он не пытается глобально переосмыслить саму историю европейской архитектуры, деконструировать базовые ее принципы. Работы Фрэнка Гери становятся полностью произвольными и геометрически скульптурными и относятся только к прихотям его композиций, – и в этом, по мнению коллег, состоит определенная опасность. Его деконструктивизм – это распадающиеся объемы, грубые, крошащиеся поверхности, использование сломанных буквально традиционных архитектурных элементов.

Фрэнк Гэри, Художественный музей Вейсмана, фото

Фрэнк Гэри удостоен более ста наград, в том числе престижной в США премии в области архитектуры — премии имени Прицкера (1989); его творчеству посвящены многочисленные статьи и монографии.

Похожие материалы:

Комментариев: 1

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree