Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии.
Биография и творчество
Чарльз Ренни Макинтош, родоначальник стиля “ар нуво” в Великобритании, родился в Глазго, в 1868 году. В 1877—1884 годы учится в колледже (Alan Glen´s High Scool). А в 1885 году поступил в Школу искусств в Глазго. Школа значительно повлияла на творческое становление Макинтоша. В 90-х годах он отблагодарит Alma Mater, создав проект нового здания Школы искусств – архитектурный шедевр, ставший украшением Глазго. Закончив обучение в 1889 году, Макинтош работает ассистентом в архитектурном бюро «Джон Хонеман и Кеппи» в Глазго. В 1890 году он получает специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.
Еще будучи студентом, Макинтош уделял большое внимание созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от рутинного академического стиля. В своих поисках он шел по пути, типичному для многих художников модерна. Макинтош изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаше всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным сочетанием изогнутых линий.
В 1893 году Макинтош создает свой первый самостоятельный архитектурный проект – башню для здания “Глазго Геральд”. В это же время он проектирует мебель и интерьеры. Макинтош очень быстро получает широкую известность в Европе.
Проект здания Школы искусств Макинтоша победил в конкурсе. На протяжении 12 лет велось строительство.
В своем проекте Макинтош пошел нетрадиционным путем. Поиски в области новых способов формообразования привели его к методу проектирования “изнутри наружу”. Функциональное назначение интерьера отражалось во внешнем облике здания. Например, потребность в естественном освещении студий живописи определила необычайно большую остекленность северного фасада.
Макинтош разрабатывал идею тотального дизайна: здание со всей его начинкой (вплоть до мебели и мелких деталей внутренней отделки) – это целостный объект, все элементы которого должны находиться в стилевом единстве. Предполагалось системное проектирование всей жилой или общественной среды. Школа Искусств в Глазго создавалась именно таким способом.
Одновременно с работой над проектом Школы Макинтош строит и оформляет крупные общественные здания в Глазго – церковь Куинс-Кросс, школу на Скотланд-стрит.
Еще одно направление его деятельности – дизайн жилища. Свое представление о жилье Макинтош воплотил в трех проектах:
- 1900 год, “Уиндхилл”, дом, спроектированный Макинтошем для своего друга Дэвидсона,
- 1901 год, “Дом любителя искусств” (конкурсный проект),
- 1903 год, “Хилл Хаус”, дом издателя У. Блэки.
Во всех трех проектах используется метод “изнутри наружу” и применяется принцип тотального дизайна – и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектируются как единая гармоничная система.
Макинтош был родоначальником британского модерна, и, вместе с тем, ему не свойственны стилеобразующие черты “ар нуво” – взвинченный ритм, линии, напоминающие удар хлыста, обильные растительные орнаменты. У него свой путь в дизайне, опережающий время. Вещи Макинтоша геометричны и функциональны. Их пропорции стройны, все лишнее удаляется.
За свой недолгий век он создал серию стульев, настольных часов, светильников, столов и каминов, которые копировались, копируются и будут копироваться. В его интерьере доминирует геометрия, предметы графичны, конструктивны, а лишнее удалено. Самый известный объект, созданный им,—знаменитый стул с необыкновенно высокой решетчатой спинкой. У него трапециевидное сиденье, прямые ножки. И прямо.таки средневековая монументальность. Мебель и аксессуары по проектам Чарльза Ренни Макинтоша с успехом производятся и продаются до сих пор. Эти предметы настолько выразительны и самодостаточны, что требуют особого подхода. Вместе с тем даже одна вещь от Макинтоша характеризует интерьер как неординарный, с претензией на интеллектуальную подачу.
Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Ч. Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
Работы Чарльза Макинтоша можно условно разделить на три основные области: общественные здания, частные дома и чайные комнаты. Первый проект чайной комнаты был реализован им в 1900 году, и вероятно является наиболее уникальным вкладом в развитие архитектуры и дизайна, в котором все элементы собрались в единой среде. Эти лёгкие, элегантные и современные интерьеры имели огромное отличие от задымленных улиц и песчаных ландшафтов Глазго.
В 20-х годах всё большее влияние на развитие архитектуры оказывает прогрессивное функционалистическое движение Германии и Австрии. Стиль Макинтоша и Школы Глазго, возникший из традиционной шотландской сельской эстетики и ремесла становятся неинтересны публике.
В 1923 г. он переехал на юг Франции, где он провел последние пять лет его жизни перед смертью в Лондоне. Несмотря на все разочарования архитектора, его работы в Глазго, многие из которых используются и сегодня, вошли в историю мировой архитектуры и дизайна как одни из самых важных произведений, они актуальны — мебель по его проектам до сих пор производится и успешно продается, а его дизайнерский метод стал основой мастерства для последующих поколений.