Маньеризм

Маньеризм (итал. Manierismo – вычурность, манерничанье от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI века (длился около 25 лет). Название «маньеризм» (от слова «манера») стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье — обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.

Общая характеристика стиля Маньеризм

Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием.  Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей.

Маньеризм позиционируется как переходный стиль от классических массивных, монументальных форм в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) к стилю новому, пропагандирующему пышность и величие, роскошь и пафос – стилю Барокко.

Для Маньеризма характерны : удлиненность фигур, напряженность поз ( контропост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

Основные элементы стиля Маньеризм:

  • роспись стен и потолков, украшение фресками (картины, орнаменты, псевдолепнина, псевдобарельефы, псевдостатуи, ложные двери и окна);
  • перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства;
  • вычурная красота и выразительность деталей;
  • непродуманность планировок зданий, отсутствие определенных принципов организации формы
  • более живое и оригинальное использование цвета и форм, чем при Ренессансе;
  • богатые, золотые, серебряные инкрустации;
  • отрицание старых форм, при их эклектике и гипертрофировании.

История стиля Маньеризм

Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).

Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. В стиле маньеризм присутствует усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи.

Маньеризм cтал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве.

Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин “Маньеризм” относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску.

Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка.

Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля, но величайшая по своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм.

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощренной манере.

Особенности стиля Маньеризм

Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима (гротескам, то есть произведениям искусства, найденным в гротах).

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

В декоре интерьера преобладают орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы.  Повсеместно используя изобразительное искусство в оформительстве, художники этого периода постоянно обращаются к аллегорическим образам, символике и эмблематике, с целью создания образов близких духу светского общества.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

Интерьерам в стиле маньеризм характерны отсутствие определенных принципов организации формы. В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки (ложные двери, слепые окна и арки).

В стиле маньеризм фасады декоративны, с множеством архитектурных, скульптурных, орнаментальных деталей, использование богатых, золотых и серебряных инкрустаций, искажение пропорций, смешение стилей, преувеличение акцентов, яркие цвета, В живописных и скульптурных композициях, необычных, фрагментных и световых эффектов, используется перспектива, изображение людей с удлиненными пропорциями.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

В интерьерах в стиле маньеризм первое, что обращает на себя наше внимание, – это использование в интерьере (светском, а не храмовом) росписи. Притом не только картин (фресок), написанных прямо на стенах помещений, но и орнаментов. Мало того, маньеристы в экстазе украшательства выписывали на потолках и стенах псевдолепнину, на взгляд неотличимую от настоящей, псевдобарельефы и даже псевдостатуи. Это отнюдь не было продиктовано экономией. Для людей, заказывавших украшение своих дворцов, ничего не стоило прикупить пару-другую работ знаменитых современных им скульпторов или резчиков по камню. Просто это было модно. По тем временам недолго, всего каких-то двадцать пять лет. Но за эти годы многие римские дворцы приобрели вид дорогих шкатулок, где почти все было обманным.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

Вслед за нарисованной лепниной появились стены из написанного крупными мазками разноцветного мрамора. А на этих стенах открылись нарисованные окна и притаились не менее ложные двери и портьеры, настолько натурально исполненные, что, только прикасаясь к ним, понимаешь: все обман.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

Внутренние помещения вовсю заполняют орнаменты. И откровенно нарисованные, и имитирующие резьбу и лепные украшения. Орнаменты просто царят, так как выразительность линий становится почти самоцелью. Мир распадается на цветовые пятна, штрихи и мазки, складывающиеся в новые формы. В отделке интерьеров вовсю играют перспективой, выдуманными источниками света и неожиданными, не всегда настоящими плоскостями и объемами. Красота и выразительность деталей становится куда важнее, чем единство целого.

Стиль Маньеризм в интерьере, фото

Таким образом, для того чтобы выполнить интерьер в стиле маньеризм:

  • Активно применяйте в оформлении интерьера живопись. Стены разрисовываются орнаментами, которые выражают различные аллегоричные образы, символы и эмблемы.
  • Оформляйте интерьер большим количеством картин в стиле маньеризм. Хорошо будут смотреться в интерьере картины таких живописцев, как Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафума, копии их картин, а также работы последователей школы маньеризма.
  • При выборе цветовой гаммы используйте яркие цвета и несочетаемые оттенки.
  • Оформляя интерьер в стиле маньеризм, обратите внимание на возможность сделать в интерьере различные «обманки», например, несуществующие окна или двери.
  • Подбирая мебель, остановите свой выбор на предметах, инкрустированных золотом, серебром или бронзой, или более дешевыми копиями. Мебель должна выглядеть дорого и вычурно.
  • Аксессуары также должны смотреться очень дорогими. Хорошо подойдут антикварные вещи XVI –XVII веков с драгоценными материалами или их копии.
  • Традиционно интерьеры в стиле маньеризм должны смотреться искусственно, поэтому этот стиль в чистом виде редко применяют для оформления интерьеров.

Заключение

Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора — Барокко.

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree