Маркетри (фр. marqueterie – размещать, расчерчивать, размечать) – вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумагой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия.

В маркетри существуют два процесса. Интарсия – врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины. Облицовывание – нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Техника древесной мозаики (маркетри) известна с незапамятных времен и всегда шла плечем к плечу со схожим стилем интарсия, которая является предшественницей маркетри и представляет собой более трудоемкий процесс создания рисунка при котором изображение из тонких пластинок дерева и других материалов (драгоценных камней, металов, перламутра) врезается в дерево.

Искусство интарсии и маркетри известно со времен Древнего Египта, где существовали специальные мастерские по инкрустации из коры деревьев, кожи, радужных крыльев жуков, из древесины кедра и черного дерева, слоновой кости, фаянса, драгоценных камней, золотой фольги. Древние греки и римляне покрывали изделия из недорогих пород дерева тонкими пластинками из ценных пород.
Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в Ассирии и Вавилоне.

Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на определенные, свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки.

Существует две принципиальные разновидности шпона: строганый и лущеный. Лущение массива дерева позволяет делать из корней дерева, и благодаря внедрению данной техники были получены материалы для фанеровки ранее не известные мебельным мастерам.

Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, а также жанровые сценки.

Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquety), украсивших Palais-Royal и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками. Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого чернодеревца Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.

Маркетри достигла своего расцвета в Европе в эпоху Возрождения. В 1478 году во Флоренции существовали 84 мастерские интарсиаторов, в которых работали крупнейшие мастера. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Впервые стали появляться изобразительные мотивы – виды улиц, площадей, изредка с человеческими фигурами, композиционно расположенными в продуманном перспективном изображении. Цветочные вазы, книги, музыкальные инструменты, выполненные в наборном дереве, были единственным примером натюрморта в итальянском искусстве того времени. Постепенно темы расширялись – от историко-религиозных до различных сюжетов из области повседневной жизни.

Во Франции маркетри широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Славу лучших мастеров заслуженно поддержали Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер. Они использовали экзотические породы дерева в разработке панно в виде пейзажей, букетов цветов, аллегорических изображений. В свое время эскизы для мебели делали великие Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи, а имена Андре Шарля Буля и Давида Рентгена в свое время были известны как имена лучших мебельных мастеров Европы, удостоившихся чести работать по заказу королевских особ.

А в Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой маркетри прославился Давид Рентген. Выполненные в соавторстве с Михаилом Руме, его панно хранятся в Вене, в Музее художественных ремесел, в музеях Санкт-Петербурга, во дворцах Гатчины, Павловска, Пушкина.

В другие страны (в том числе и царскую Россию) техника маркетри пришла в более поздний период, в XVIII веке. Первые опытные работы относятся к петровскому времени, когда начали появляться наборные паркеты. В это время стиль Маркетри обогащается новыми техниками – начинает применяться травление и подсветка дерева, работы дополняются обжигом и гравировкой, что в значительной мере расширило изобразительные возможности. Знаменитые мастера стиля начали выполнять нe только рисунки орнаментального типа, но и пейзажи, сюжетные композиции, чем обогатили коллекции шедевров.

За последние пол столетия техника маркетри подверглась “глобализации, индустриализации, автоматизации” и в европе под этим давлением из неё был выхолощен живой дух, человек максимально отодвинут от процесса и всем теперь заправляют машины: лазеры, автоматы, роботы. Однако, не смотря ни на что, чудесную технику маркетри, так как будто и не было последних ста лет разрухи и запустения, начинают осваивать и снова использовать для отделки мебели, стеновых панелейи др. изделий краснодеревщики, потомки настоящих мастеров маркетри.

Маркетри, фото

Полезный совет: Дерево – природный долговечный материал, обладающий положительной энергетикой и наиболее подходящий обустройства помещений для жизни и работы. Самым благородным и уютным напольным покрытием является паркет, за что, собственно говоря, он издавна и ценился. Превосходным решением “реанимации” старого паркетного пола может служить циклевка паркета.

Похожие материалы: