Муранское стекло

Муранское стекло или Венецианское стекло (итал. Murano – островов Венецианской лагуны, зачастую называемый “малой Венецией”) — художественные изделия из стекла (большей частью выдувные сосуды, зеркала, бусы и другие изделия), нередко с налепным декором, производство которых началось в 13 веке на острове Мурано близ Венеции.

Это уникальные технологии ручной обработки стекла с 1000-летней историей, появившиеся в итальянской Венеции (отсюда – венецианское стекло), а впоследствии спрятанные от завистливых глаз на острове Мурано (отсюда – Муранское стекло).

Некоторые из самых известных марок стекла в мире сегодня все еще производятся на исторических фабриках стекла на Мурано. Это: Venini, Barovier & Toso, Pauly, Seguso. Barovier & Toso считают одной из 100 самых старых компаний в мире, сформированной в 1295.

Венецианское стекло появилось в Италии на рубеже XII-XIII веков, благодаря тесным связям Венеции с восточными странами, откуда пришли первые образцы стеклянных изделий, а также основные технологии изготовления и окраски стекла. Благодаря грамотной политике властей и труду первых стекловаров Венеции, за небольшой срок венецианское стекло завоевало огромную популярность и любовь в средневековой Европе. Мастерство стеклодува приобретало общественную значимость и статусность, секреты мастерства стали копиться и храниться в фамильных мастерских и передаваться от отца к сыну на протяжении десятков поколений. Мастера стекольного дела имели массу привелегий, знатные богатые фамилии почитали за честь породниться с семьей Маэстро-стеклодува.

Как и сами мастера стекольного дела, так и венецианские правители помогали сохранению секретов, не распространению их не только вне итальянских границ, но и за пределы Венеции. Для обеспечения максимального уровня защищенности были предприняты решительные и свойственные тому времени меры – в 1291 году все без исключения печи и мастерские были перенесены на остров Мурано, что располагается в венецианской лагуне, под предлогом сохранения города от возможных пожаров, связанных с технологическим процессом производства стекла. С тех пор итальянцы, да и европейцы в целом, стали величать венецианское художественное стекло – Муранским. Кроме того, существовала тайная полиция, призванная искать стекловаров – беглецов по всей Европе и за ее пределами, жестко наказывая мастеров, рискнувших покинуть Италию и распространять секрет Муранского стекла. Мало того, даже исходное сырье для производства стекла, вернее некоторые составляющие стекольной массы, придающие стеклу красивый цвет, необычную фактуру, или уникальную прочность – стали секретом отдельных семей.

Шло время, менялись люди и эпохи, Венецианское стекло с острова Мурано тоже преображалось, изучались новые технологии, проводились эксперементы, но не менялись традиции изготовления стеклянных изделий. До сей поры все делается в ручную, нет ни литьевых машин, ни конвейерной сборки, ни дешевых экономных технологий. Традиции изготовления стильных украшений и эксклюзивных декоративных изделий ручной работы живы и в наши дни.

Существует несколько технологий, применяемых при изготовлении Муранского стекла:

На сегодняшний день итальянские мастера острова Мурано могут предложить миру огромный ассортимент стеклянных изделий – от стильных украшений, аксессуаров и бижутерии – до художественных предметов интерьера ( люстр и светильников, ваз и блюд, подсвечников и ламп, статуэток и больших скульптур….).

Муранское стекло приравнивается к драгоценностям. С 13 века Венецианские Дожи (выборные правителе Венецианской Республики) получали в подарок после торжественной присяги драгоценный подарок из мастерских Муранских стеклодувов.

Муранское стекло представляет несомненный интерес для туристов, посещающих Венецию. Глядя на изумительные образцы стеклодувного искусства невозможно представить презрительное слово «стекляшки». Любая «стекляшка», вышедшая из мастерских Мурано, сразу воспринимается как драгоценность. В настоящее время стекольным производством занимаются несколько фабрик, самая крупная среди которых – Formia (с 1959, владельцы – семья Миан). Самым известным мастером считается Сильвано Синьонретто. Для него, как и для некоторых других мастеров, характерно сотрудничество со многими современными художниками (для которых стекло – новая непривычная техника), а также проведение мастерских для клиентов. Как и семья Миан, Синьоретто жалуется на нежелание местных жителей заниматься тяжелым ремеслом стеклодува, и, как следствие, на кризис в производстве муранского стекла. Сегодня звание “маэстро” можно получить за несколько месяцев, приемы мастерства по-прежнему передаются от поколения к поколению, но кризису ремесла также способствуют законы, принятые итальянским правительством, и регулирующие объемы производственных отходов и выбросов, а также время работы печей стеклодувов. Другая причина упадка – понижение спроса. С 1970-х годов муранское стекло по всему миру признается элитным товаром. Соответственно, существенно повышается его цена – в первую очередь из-за повышения оплаты труда работников производства. Мастерские сами слабо занимаются продажей своих товаров, основную работу делают посредники. Они и забирают основную часть наценки. Так что невысокая рентабельность оказывается основной причиной того, что производство, славившееся в 12-14 веках и возобновившееся в 1860-х, в условиях 2000-х умирает. В городе создан (в период нового расцвета, в 1861 г.) и существует музей стекла (остановка вапоретто – Museo). В музее – краткая история производства стекла и современные образцы.

Cамым знаменитым видом Муранского стекла (“Мурано”) является прославленное мозаичное стекло «миллефиори».

Муранское стекло, фото

Похожие материалы:

Комментариев: 1

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree