Перро, Клод

Перро, Клод (Perrault, Claude, 1613–1688 гг) – французский ученый, архитектор и теоретик искусства, один из лидеров барочного классицизма.

Клод Перро был многолик – академик, врач, архитектор, физик, натуралист, переводчик, конструктор, механик, а при случае – и рифмоплет.

Родился в Париже 25 сентября 1613. Брат теоретика искусства и писателя Ш.Перро. Получив ученую степень доктора медицины (1642), работал как врач и преподавал физиологию и анатомию в Парижском университете (1650-е годы). Занимался также математикой, физикой, механикой и археологией. С 1675 работал над «Трактатом о механике» (Traite de méchanique; издан в 1700), своеобразной технической энциклопедией, куда он включил немало различных военных, хронометрических, гидравлических и весовых устройств собственного изобретения, а в 1680–1688 опубликовал свои «Физические опыты» (Essais de physique). Был членом Академии наук (с 1666) и Академии архитектуры (с 1672).

В конце 60-х годов к разнообразным научным занятиям Перро добавилась архитектура, особый интерес к которой проявлял Кольбер. Он посылал молодых архитекторов в Рим учиться на классических образцах древности и требовал от академии переводов и изданий книг античных авторов, в частности, сочинения «10 книг по архитектуре», принадлежавшего перу выдающегося римского инженера и архитектора Марка Поллиона Витрувия.

В первую очередь ученый-теоретик, продвинулся в архитектурной практике благодаря родственным связям (Ш.Перро был секретарем Ж.-Б.Кольбера, занимавшего с 1664 пост главного инспектора королевских строений). По рекомендации Шарля Перро перевод Витрувия был поручен Клоду, который необычайно увлекся искусством «застывшей музыки» и решил испытать свои силы в архитектуре.

Уже один из первых его проектов, связанный с перестройкой Лувра, сделал Перро известным зодчим: он стал победителем конкурса на проект восточного фасада ансамбля двух дворцов – Тюильри и Лувра. Перро предложил сделать фасад огромным, на пятнадцать метров превышающим реальную длину здания. Он был разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трех частная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции по прежнему остаются источником красоты. После того как по инициативе Кольбера (с 1667) начались работы по расширению Лувра, Клод Перро фактически возглавил эти работы, оттеснив на второй план других членов комиссии – Л.Лево и Ш.Лебрена.

Из первоначальных, более масштабных проектов (предусматривавших объединение Лувра с Тюильри в единый комплекс) были осуществлены (к 1678) лишь главный (восточный) фасад и более скромный, выходящий на Сену южный. Фасад, именующийся также «Колоннадой Перро», считается одним из наиболее известных архитектурных произведений французского классицизма и, несомненно, наиболее выдающимся произведением Клода Перро.

В условиях тогдашней напряженной академической полемики о путях развития национального искусства восточный фасад Лувра явился подлинным зданием-манифестом, противопоставившим вычурности римского барокко кристальную стилистическую чистоту своих открытых галерей из парных коринфских колонн над гладким цоколем; впрочем, динамический пространственный размах этой структуры все равно остался чисто барочной чертой. Среди других архитектурных произведений Перро – столь же стилистически строгое здание парижской Обсерватории (1667–1672).

Наблюдая за строительными работами в Лувре, Клод пришел к выводу о необходимости усовершенствования задействованных в этом машин и механизмов и начал заниматься изобретательской деятельностью, время от времени публикуя свои изобретения в периодически издаваемом «Сборнике машин, одобренных Академией».

Дела братьев Перро ухудшились после смерти их покровителя Кольбера. Дом, в котором жил Клод, был снесен (на его месте построили помпезный Дворец Победы), и последние годы ученый провел в доме своего брата, продолжая анатомические исследования и готовя к печати «Сборник большого числа машин собственного изобретения».

Клод Перро умер 9 октября 1688 года от инфекции, полученной при анатомировании верблюда, а «Сборник» был посмертно издан Шарлем Перро в 1700 году.

Перро, Клод, фото

Лувр, Восточный фасад. Клод Перро. XVII век, фото

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree