Томас Шератон (Thomas Sheraton) – крупная фигура в английском мебельном искусстве конца 18 века. Видный представитель классицизма, он был скорее теоретиком – проектировщиком, нежели практиком. Основатель мебельного стиля «Шератон».
Род деятельности: дизайнер мебели Дата рождения: 1751 Дата смерти: 1806 Гражданство: Великобритания Самые известные работы: «Книга эскизов для краснодеревщика и обойщика» |
![]() |
Биография
Томас Шератон родился в Stockton-on-Tees, Англия. Он не имел университетского или академического образования, но он изучил рисунок и геометрию. Был отдан в учение местному краснодеревщику и долгое время работал как хороший краснодеревщик.
Прежде чем заняться мебелью, Томас Шератон был и проповедником, и учёным. Он не был известен и не имел выдающихся достижений, пока в 39 лет в 1790 году не приехал в Лондон. Там он занимался тем, что консультировал и учил перспективе, архитектуре и дизайну мебели мастеров. На визитной карточке Шератона значилось: «учитель перспективы, архитектуры и дизайна мебели». Он был великолепным теоретиком, а собственноручно сделал лишь один предмет мебели.
В 1791 году Шератон издал знаменитую «Книгу эскизов для краснодеревщика и обойщика», которая, главным образом и принесла славу Шератону. Книга была издана в 3 частях, второй выпуск был в 1793 и третий в 1802, каждый с усовершенствованиями. В «Книге эскизов…» он представил мебель единого стиля, простую, с чётким силуэтом и геометрическим орнаментом из ценных пород дерева. Фактура дерева использовалась как декоративный элемент, а рисунок волокна тщательно отбирался.
Книга имела успех. Известно, что, по крайней мере, шестьсот краснодеревщиков и столяров приобрели его книгу, и она немедленно разошлась на большую часть страны. Во время этого периода у него не было собственной мастерской, и считается, что Шератон непосредственно никогда не делал ни одну из частей показанной в его книгах.
Его вторая книга «Мебельный словарь» (1803) является значительной коллекцией рисунков мебели и иллюстрирует многочисленные характерные черты и мотивы, связанные с мебелью периода Регенства. Многие из 500 подписчиков «Словаря» были мебельными мастерами, и это показывает важность подобных книг для распространения архитектурных стилей.
В конце книги дан список более чем 250 «выдающихся мастеров по изготовлению шкафов, мастеров-драпировщиков и мастеров по изготовлению стульев, в Лондоне и за его пределами, за 1803 год». Это ценное издание говорит о том, какую важность приобретала торговля мебелью. 79 основных иллюстраций представляют широкое разнообразие мебели, включая стулья, столы, книжные шкафы, диваны и зеркала. На рисунках Шератона представлены кариатиды, саблеобразные ножки, львиные маски, ножки в виде животных и Х-образные опоры для стульев.
Творчество
Личность Шератона в истории мебельного искусства интересна тем, что этот мастер, по сведениям историков, не имел собственной мастерской и не делал мебель по своим эскизам и разработкам. Его вклад в дело производства мебели состоял в теоретических выкладках, создании чертежей и обучении других по свои трудам. Этот вклад оказался весьма весомым, так как стиль «шератон» прочно вошел в жизнь людей 18 века, и до сих пор не забыт мастерами. Также, Шератону мы обязаны тем, что в жизнь людей 18 века, а затем и в нашу, прочно вошли банкетки, карточные столы, журнальные столики, столики для бритья и рабочие столы.
На творчество Томаса Шератона большое влияние оказала мода эпохи Людовика XVI, а в целом его работы привели к появлению так называемого стиля Регентства. Прекрасные пропорции, тонкие линии, предельно утончённые детали – английский подход к строгому классицизму в мебели уже определился. Здесь он не будет ни слишком тяжеловесным, ни помпезным, ни театрально-пафосным. Он сохранит отточенную элегантность и целесообразность классицизма XVIII века.
Славу Шератону принесли главным образом альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Шератону принадлежит заслуга в создании ряда новых, практичных видов мебели, свободных от груза исторических наслоений и самоцельных, нефункциональных форм. Это образцы почти идеальных, полностью отвечающих своему назначению «бытовых вещей». Простота их подчас поражает; в свое время, в конце 18 века, они, должно быть, считались ошеломляюще «модерными».
Для мебели Шератона характерно почти полное изгнание кривых линий, выявление конструктивной формы, умеренное членение поверхностей. От предыдущих мебельных форм произведения Шератона отличаются главным образом доведенной до предела утонченностью деталей. Многие складывающиеся в этот период мебельные формы лягут в основу буржуазного мебельного искусства 19 века. Такое качество шератоновской мебели, как целесообразность, не утратило своей актуальности и по сей день.
В мебели Шератона доминирует прямая линия. Спинки стульев и кресел разнообразны по форме, изящны в пропорциях и рисунке, диваны большей частью имеют мягкие спинки и сиденья, изголовья кушеток решаются в виде глубокого кресла. Кровати снабжаются легкими, шатрообразной формы балдахинами. Неисчерпаемая фантазия мастера особенно ярко проявилась в бесконечном разнообразии форм стола. В мебели этого периода Шератон обходится небольшим набором накладных украшений; в основном это красивой формы латунные ручки дверок и ящиков, щитки замочных скважин.
В отличие от мужественного стиля Хэпплуайта стиль Шератона считается более женственным. Именно он разработал изящные стулья с круглыми сиденьями для гостиной и устойчивые, с квадратным мягким сиденьем и твёрдой спинкой — для столовой. Ножки — четырёхгранные или в форме цилиндра. Ручки — круглые бронзовые.
Стиль Шератон (Sheraton) - это: пренебрежение к кривым линиям, в пользу прямых, конструктивность формы, но и утонченность простых, на первый взгляд, деталей. В основе стиля лежит, прежде всего, удобство. Спинки стульев, диванов, кушеток и кресел комфортны, не менее чем сиденья. Украшений минимум, и прежде всего это латунные (вовсе не драгоценных металлов) ручки шкафов и ящиков – детали, свидетельствующие о том, что хозяин следует стилю не в ущерб комфорту. Под маркой Sheraton предлагалась и «комбинированная» мебель – не для аристократов, но для немного разбогатевших выходцев из классов низших.
Красное дерево по-прежнему остается ведущим материалом Томаса Шератона; однако, все шире используются и другие светлые породы, например, атласное дерево. Не случайно этот период в английском мебельном искусстве называют «периодом атласного дерева».
Многое из достигнутого крупным мастером – классицистом Томасом Шератоном прочно вошло в арсенал форм английской буржуазной мебели. Однако уже в поздних работах Шератона появляются первые признаки назревающей перемены вкусов: прямая ножка снова начинает вытесняться гнутой. На смену классицизму зарождается новый стиль – бидермейер.
Стоит признать, что стиль Шератона не менее изыскан, чем стиль французской Директории, а формы мебели предвосхищают ампирные. Впрочем, и ныне стиль Шератона очень даже востребован. Потому что является пусть и выхолощенным, но очень показательным образчиком английской мебели. Хоть в столовую его поставить, хоть в кабинет.