Март Стам (Mart Stam) – голландский архитектор, зодчий, дизайнер мебели. Автор “бесконечного стула” из металлических трубок.
Род деятельности: архитектор, зодчий, дизайнер мебели Дата рождения: 5 августа 1899 Дата смерти: 21 февраля 1986 Гражданство: Голландия Самые известные работы: «бесконечный стул» |
![]() |
Биография и творчество
Родился в 1899 г. в Пурмеронде, Голландия
Учился в “Rijksnormaalschool voor Tekenonderwijs” в Амстердаме; периодически практиковался у различных архитекторов;
1922 – переехал в Берлин; работал с Максом Таутом и Хансом Пёльцигом;
1923 г. – участвовал в выставке Баухауза;
1925 г. – вернулся в Амстердам через Париж;
1926 г. – спроектировал первый стул из стальных трубок без задних ножек; строил для поселения Вайссенхофа в Штутгарте;
1927 г. – член-учредитель Международного Конгресса Современной Архитектуры (Congres Internationaux d’Architecture Moderne) (CIAM) вместе с Герритом Ритвельдом и Хендриком Берлаге;
1928 г. – участвовал в выставке “Стул” в Штутгарте;
1931 – 1932 гг. – работал над проектами городского планирования в Советском Союзе;
1934 г. – вернулся в Нидерланды; в последующие годы вместе со своей женой Лоттой Беесе работал как вольнопрактикующий архитектор. Руководил Институтом прикладных искусств в Амстердаме, издавал журнал “Open Oog”, один из основателей Института Гёда в Вене;
1948 г по 1953 гг. – ректор Государственного университета прикладных искусств в Дрездене и Вайсензее; впоследствии вернулся в Нидерланды;
в 1966 г. – оставил все публичные должности и переехал в Швейцарию.
Умер в 1986 г. в Голдбахе, Швейцария
Март Стам воплощает в архитектуре модернизма такую линию мысли, согласно которой экономика, общественный дух и функциональность являются гораздо более значимыми, чем эстетические вопросы.
Самая известная работа Марта Стама – самобалансирующийся стул – на консоли, без задних ножек, можно назвать самым главным достижением рационального дизайна мебели.
Первая “действующая модель” стула самобалансирующейся конструкции Марта Стама была сделана из газопроводных труб. Стул Стама отличался четким кубистическим контуром, конструктивной “прозрачностью” и парадоксальностью идеи – сидящий “висел” в воздухе. Сиденье и спинка из натянутой ткани или плетеной кожи были почти плоскими. Трубка имела небольшой радиус изгиба и образовывала замкнутый контур. Такая конструкция отлично воплощала эстетику геометрического формализма, но плохо пружинила.