Старк, Филипп

Старк Филипп (фр. Philippe Starck, род. 18 января 1949) — известный французский дизайнер. Признанный с 80-х годов во всём мире дизайнер интерьера и потребительских товаров серийного производства.

Род деятельности: дизайнер

Дата рождения: 18 января 1949

Место рождения: Париж, Франция

Гражданство: Франция

Награды и премии: около 40

Сайт: www.starck.com

Старк Филипп (Starck Philippe), фото

Биография

Родился 18 января 1949 года в Париже. Наряду с интересом к технике и конструированию рано проявил художественные способности. Отец Филиппа был авиаконструктором, и чертежные инструменты стали первыми игрушками будущего мастера. Старк вспоминает, что в детстве подолгу сидел под отцовским кульманом  – часами пилил, вырезал и склеивал, потом  шлифовал, он разбирал велосипеды,  мотоциклы и другие предметы. И так всю жизнь, он разбирает  и собирает заново все,  к чему прикасается, переделывая окружающий мир.

После учёбы в парижской Школе Камондо по специальности – дизайнер по интерьеру, в 1968 году основал своё первое дизайнерское предприятие, специализировавшееся на создании надувных объектов. Начав в 70-е годы свое творчество с надувного дома, он сразу весьма тут же заявил тем самым о себе как о новаторе.

С 1969 года работает в тесном сотрудничестве с Пьером Карденом дизайнером-оформителем у П. Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели, прежде чем обратиться в 1975 году к независимому творчеству дизайна интерьера и промышленного дизайна.

В 1977 году молодой дизайнер отправился в кругосветное путешествие которое без малого затянулось на 2 года. После вернувшись в Париж, он открыл дизайнерскую фирму “Старк продакт”. Масштабы его проектной деятельности и сфера интересов не ограничились оформлением интерьеров, он проектировал все: от мелочей быта до градостроительных ансамблей. К сотрудничеству с ним стали стремиться влиятельные организации: “Витра“, “Алесси” и т.д. Казалось, нет области дизайна, в которой он не попробовал бы своих сил, причем с неизменным успехом. Уже в 70-е годы Старк стал известным в мире дизайна характерно для области по интерьеру, псле оформления парижских ночных клубов “Синяя рука” (1976), “Бани-душевые” (1978).

В 1984 году начал работать с компанией Baleri Italia в сфере предметного дизайна. В следующие четверть века он сотрудничал с подавляющим большинством известных производителей мебели, ванных, аксессуаров и декора. Его работы демонстрируются в постоянных коллекциях Музея декоративного искусства (Musée des Arts décoratifs) в Париже и Музея дизайна (Design Museum) в Лондоне.

Творчество

Спустя несколько лет, когда Старк уже сделал ни одну модель, итальянцы доверяют ему создание предметов интерьера, а потом президент республики Франсуа Миттеран предлагает ему изменить интерьер  Елисейского дворца. Старк тогда изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, чем прославился на весь мир и перешел из многообещающих начинающих в ведущих монстров мирового масштабы дизайнеров. Тогда же кафе Costes, расположенное неподалеку от дворца и оформленное все тем же Старком становится самым модным в Париже.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Royalton и Paramount в Нью-Йорке стали первыми примерами  гостиниц нового стиля еще до того, как сам этот стиль стал классикой. Воплощенные проекты Старка в Японии, которые порой назвали архитектурными монстрами, сделали его лидером экспрессионистской архитектуры.

Филипп Старк (Philippe Starck), архитектурный дизайн, фото

Его бережное  отношение к природе и к человеку  понравились и во Франции:  здесь Старку поручают проект Национальной школы декоративных искусств, ему заказывают проект  здания авиадиспетчерского центра в аэропорту города Бордо,  и завода по переработке отходов парижского округа. Такие его проекты как ресторан Felix в Гонг-Конге и Teatron  в Мехико, резко нарушают традиционный архитектурный стиль заграничных столиц.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Творческая фантазия Старка воплощается в создании гостиниц в США -  Delano в Майами, Mondrian в Лос-Анджелесе, Hudson в Нью-Йорке, и Clift в Сан-Франциско. А в Лондоне новая галерея Жан-Поль Готье в Лондоне вторит  дизайну гостиниц Sanderson и St Martin’s Lane.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайнерские работы, фото

Старк осуществляет крупные проекты в других странах: интерьеры ресторанов ,,Манин” (Токио, 1985), “Театриз” (Мадрид, 1990), отелей “Ройалтон” (1988) и”Парамаунт”(1990) в Нью-Йорке; проект “Ройалтона” удостоен премий журналов “Interior Design ” (1990), “Interiors” (1991) и Американского института архитекторов (1991). Филипп Старк принимал участие в разработке проекта Музея Гронингер (Нидерланды).

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Помимо дизайна мебели для французских, итальянских, испанских, швейцарских и японских фирм и создания осветительных приборов (деятельности, впрямую связанной с оформлением интерьеров), Старк занимается проектированием зубных щеток “Флуокарил” и лодок “Бенето”, бутылок для минеральной воды “Гласье” и формы макаронных изделий “Пандзани”, кухонных приборов “Алесси” и уличных фонарей “Деко”. Является автором дверных ручек и хрустальных ваз, столовых ножей и факела для зимних Олимпийских игр 1992 года. Старк работает в области выставочного дизайна например, был автором экспозиции “30 лет французского дизайна. 1960-1990″ в Центре Помпиду, в 1988 году.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайнерские работы, фото

Разные архитектурные проекты – в Австралии, Турции, Мексике   и других странах – над которыми сейчас работает Старк, безусловно, доставят людям эстетическое удовольствие и потрясут своей новизной.

Как архитектор Филипп Старк прославился своими сооружениями в Японии: по его проектам построены здание “Пламя” (общественно-культурный центр и бар-ресторан, 1989) и офис “Нани-Нани” для фирмы “Рику-го” в Токио (1990), офис “Зеленый барон” для компании “Мэйсэй” в Осаке (1991). Он проектирует частные дома, здания промышленных предприятий в Европе и Америке. В Париже по его проекту строится “улица Старка” – ансамбль жилых и общественных зданий, занявший территорию одного из островов на Сене (1991). В 1990 году участвовал в Биеннале искусств в Венеции, наряду с архитекторами Ж. Нувелем и К. де Порзампарком представив конкурсный проект нового павильона Франции. Имеет 15 самых престижных дизайнерских наград, участник множества коллективных и персональных выставок. Список публикаций о нем – не только в специальных журналах, но и в массовой прессе – занимает сотни страниц.

Филипп Старк (Philippe Starck), архитектурный дизайн, фото

Ставший не только очень известным дизайнером он пожалуй, единственный представитель своей профессии, ставший не только известным с мировым именем дизайнером, но и поп-звездой планетарного масштаба. Старк – это личность которая может сочетать в себе огромный талант дизайнера, энергии, популизм, удивительный творческий, духовный, а порой даже физический эксгибиционизм.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Филипп Старк – шутник, о нем трудно говорить серьезно, но уж когда он серьезен, его следует воспринимать с тем вниманием, которого он заслуживает. В течение четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших высокотехнологичных компаний – THOMSON. Придя туда на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику и помог THOMSON осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн дверной ручки, фото

В огромных размерах создает, распространяет предметы, идеи, сентенции и мифы о себе, по его манере поведения легко было бы сравнить с представителями Либерально-демократической партии некоторые даже предполагают , что Старк нуждается в психиатрической помощи, хотя… при всем великолепии своей натуры он демонстрирует абсолютно высочайшие достижения в дизайне – архитектуры и градостроительства. Признанные его работы ценятся в таких дизайнерских организациях как “международное профессиональное сообщество”, ценят его и огромное числом совершенно разных типов потребителей, будь то состоятельная личность или простой человек из простого об-ва. Вещи Старка узнаваемы, любимы и притягательны.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

При том, что Филипп Старк постмодернист, приемлющий, любые разнородные стили и отрицающий в принципе такое понятие как “стиль”, является носителем яркого собственного стиля: взглянув на спроектированную им вещь, сразу навевает, да это он – Старк…хотя понять сущность этой самой, “старковостьи”, сразу определить не просто.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Доминирующие черты его дизайна – супертехнологизм как говорят люди дизайнерски подкованный хай-тэк – точность аналитического расчета, изобретательность, остроумие, крик конструктивных решений, склонность к эффектам зрелищным и бросским, а так же ироничность. В самых различных произведениях кажется, руководствуется он принципами прямо разносторонними. Его идеи экономии материалов воплощенные во многих проектах как минимализация вещной среды (например, идея о том что четвертая ножка сиденья как бы является лишней и поэтому нередко убирается как “ненужное излишество”) явно противоречат чрезмерности, превосходящей любые разумные потребности, взывающей к роскоши мегаинтерьеров созданным им его ресторанов и отелей, там где туалеты великолепием отделки и разнеживающим комфортом соперничают с парадными холлами.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн термоса, фото

Одним словом, Старк не может быть неоригинальным, неостроумным, неироничным, отстраненным от людей, ведь все разработанные им вещи – только начало человеческих эмоций, все они окрашены огромной разнообразной палитрой разносторонних восприятий потребителей его дизайнерского мастерства.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн умывальника, фото

Филиппа Старка объединяет некая включенность в мироздание, в большую глобальную систему бытия, которая подчинена так называемому “эффекту бабочки”. Суть “эффекта бабочки”, сформулирована еще в 1960-х годах американцем Эдвардом Лоренцем, можно описать так: бабочка, взмахнувшая крыльями где-нибудь в Мексике, вызывает атмосферную турбулентность, которая, в свою очередь, порождает целую серию расщепляющихся в пространстве последствий, в результате чего через неделю погода в северной части Китая устанавливается такой, какой её совсем не ждали. Возможно, именно анализ попыток прогнозирования метеорологической обстановки, даже с применением самых мощных в мире компьютеров, подтолкнул к мысли об эффекте бабочки. Вот Старк, увидев в небе звезду, образ горной реки…и т. д. рождает неожиданные порождение идей или смыслов, которые преломляются в вихре бытия самым хаотичным образом, предсказать эволюцию этой системы, почти невозможно, и чем больше хаотичность, тем больше в ней неопределённости…но Старк из нее черпает и создает свой дизайн.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Живет мастер без лишнего апофеоза в Испании в местечке Formentera. Один, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (своем собственном). Он находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильного телефона и ноутбука, благодаря которым он осуществляет “управление через отсутствие” своим “чрезвычайно компетентным парижским офисом”. Там далеко на острове мастер размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские мысли превращает их в идеи а затем возможно и воссоздает. Выращивает он на острове экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн обуви, фото

Свою жизнь Старк называет далеко не легкой, в молодости он прошел через многое, пил, курил и нюхал наркотики. О детстве он вспоминает охотно и с деланным ужасом: “Мое детство кажется мне сейчас одним гигантским куском промерзлой и непробиваемой скуки. Школа – это вообще какой-то страшный суд: все тебя стараются заставить что-то делать… Я неделями в школу не ходил. Ну, собственно, и результат налицо: со сложением я еще как-то разбираюсь, умножение тоже туда-сюда, но деление – увольте!”

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн интерьеров, фото

Ко всему прочему увлеченность Филиппа Старка архитектурным дизайном оформилась в конкретное направление — проектно-строительно-девелоперскую компанию со странным названием YOO. Ее основал сам Филипп Старк, выступающий в качестве генератора идей, а воплощать их был призван его давний друг англичанин Джон Хичкокс. Различные проекты YOO созданы и запущены во многих городах мира, недавно создан вариант для Сеула, скоро в списке городов, отмеченном YOO-дизайном, окажется и Москва.

Филипп Старк (Philippe Starck), дизайн мебели, фото

Награды

  • The Bazaar by Jose Andres Restaurant of the Year in Esquire’s November issue (2009)
  • SLS One of the best 50 best Business Hotels in the World by Wallpaper (2009)
  • Lifetime Achievement Award, The Designer magazine (2009)
  • Conde Nast Traveller Technology award for Zikmu Parrot (2009)
  • Conde Nast Traveler Hot List Spa for Ciel (2009)
  • Conde Nast Traveler Hot List Tables for Bazaar (2009)
  • Conde Nast Traveler Hot List for SLS (2009)
  • Best Large Hotel Pour le Mama Shelter, Travel + Leisure (2009)
  • The Most Innovative Exterior Yacht Design of the Year 2009 pour le A lors de Asia Boating Awards Ceremony Prix global du Bluetooth SIG “Best of CES Las Vegas 2009″ pour Zikmu Parrot (2009)
  • Good Design Award from the Chicago Athenaeum for Mr Impossible chair (2008)
  • The Fashion Group International, Inc. honors Philippe Starck, Night of Stars (2008)
  • Grand Prize winner, Gold Key award, Excellence in Hospitality design, Lounge / Bar , Philippe Starck and SBE for S Bar (2008)
  • International Restaurant & Hotel Award (2008)
  • CNBC International Property best interior design Awards (2008)
  • CNBC International Property best architecture Awards (2008)
  • CNBC International Property best development Awards (2008)
  • Hospitality design award, SBar (2008)
  • Design award, Katsuya (2008)
  • Best project : Siemens en Award (Faena)
  • Amongst the top new hotels in the world : Conde Nast Traveller USA (Faena)
  • Amongst the coolest new Hotels in the world : Conde Nast Traveller UK (Faena)
  • Amongst the 500 Best Hotels in the world : Travel + Leisure (Faena)IF Design Award (2002)
  • Observeur de Design d’Etoile (2002)
  • Pratt Institute Black Alumni Award (США, 2001)
  • Compasso d’Oro (Италия, 2001)
  • Red Dot Best of the Best Award (2001)
  • Кавалер Ордена Почётного легиона (Франция, 2000)
  • Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 1998)
  • Harvard Excellence in Design Award (США, 1997)
  • Officier des Arts et des Lettres (Франция, 1995)
  • Design Zentrum NordRhein-Westfallen (Германия, 1995)
  • Premio Internacional de Diseño (Барселона, 1995)
  • Troix Prix pour les hotêls Royalton et Paramount de New York (США, 1988/1990)
  • Государственный гран-при за промышленное дизайнерсто (Grand Prix National de la Création Industrielle) (Франция, 1988)
  • Platinum Circle Award (Чикаго, 1987)
  • Trois premièrs prix au Neocon (Чикаго, 1986)
  • Delta de Plaia (Барселона, 1986)
  • Люмино-оскар (Oscar de luminaire) (Париж, 1980)

Интервью с Филиппом Старком: «Мне стыдно за то, что я делал»

Похожие материалы:

Комментировать

Spam Protection by WP-SpamFree